30.11.10

Москву ждет нашествие "Газелей"

Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

Недавно в российских СМИ прошла информация о том, что сразу после Нового года, а именно с 15 января, въезд в Москву для большегрузного автотранспорта по будним дням будет ограничен с 7 утра до 22 вечера. А в выходные дни и вовсе вступит в силу запрет на грузовые автомобильные перевозки по территории столицы.

С одной стороны - это благоприятное событие для москвичей и московских автолюбителей, страдающих от автомобильных пробок и угарного газа. С другой стороны – вопрос: насколько данное решение проработано глубоко и актуально именно сейчас? Давайте разберемся. Для начала посмотрим, что придется заменить? Например, большегрузные автомобили на автомобили малотоннажные. Итак, наиболее распространенная единица большегрузного автомобильного средства - это грузовик, емкостью в 86-90 м. куб. и грузоподъемностью 18-20 тонн, в народе называемый фура. Если запрет доступа большегрузного автотранспорта в стольный град Москву возникнет сразу после протяженных зимних каникул, то попадет в период окончания у народа провианта в виде крупы, сахара, минеральной воды, где-то даже алкоголя. Мы знаем, что "Газель" - это новая боевая единица доставки в логистической цепочке товарного потока к магазинам, супер- и гипермаркетам. Стандартная модель автомобиля типа "Газель" принимает на борт груз весом от 1 до 1,5 тонн (объем груза в среднем до 10 м³). Следовательно, вместо одной фуры, которая разгрузится в Подмосковье, в Москву тяжелый товар (вода, спиртное, мука, сахар, крупа) будет привезен на 12-15 стандартных "Газелях", а легкий товар (макароны, детское питание, одежда, бытовая техника и др.) на 9-10 автомобилях типа "Газель". Ранее в СМИ сообщалось, что емкость стандартной фуры это 5-6 "Газелей", но это утверждение ошибочно.

Теперь давайте рассчитаем, сколько же понадобится малотоннажного автотранспорта для целей внутримосковской автотранспортной логистики!? По ориентировочным данным Центрального Таможенного Управления в Московский регион за последние 9 мес. приехало и осуществило таможенное оформление 426 708 транспортных средств с импортными товарами. За этот же период, примерно до 15% импортных поставок пришли в Московский регион, осуществив таможенное оформление на дальних подступах к Московской области и на государственной границе РФ. В итоге на Московский регион за 9 мес. могло прийти более 0,5 млн. фур. Причем, не всегда размер фур стандартен, т.е. 86-90 м³, так как из-за рубежа экономически выгодно везти товары в фурах большей емкости, например 120 м³.

Значительная часть товаропотока на большегрузном автотранспорте поступает в Москву и от отечественных производителей, расположенных в разных регионах России. Эти потоки не имеют четкой статистики в открытой печати, но можно сделать "прикидку". Условная потребительская корзина москвича состоит примерно на 60% из импортного товара и на 40% из отечественного. Не сложно посчитать, что 40% от 0,5 млн. фур - это около 200 тыс. фур с товаром за те же 9 мес. Получается, что за 9 месяцев 2010 года в Московский регион было завезено около 700 тыс. фур с товаром. Отмечу, что в данной статье мы не приводим расчеты достаточно объемного железнодорожного, авиа-, грузового и речного трафика, с товарными потоками в Москву. Мы просто хотим показать грандиозные масштабы последствий возможной замены большегрузных автомобилей на малотоннажные.

Для окончательных расчетов надо знать также производительность автотранспорта по перевозке грузов в магазины. Так, один малотоннажный автомобиль способен за рабочую смену обслужить 5-6 точек. Это происходит в случае, если нет пробок, и прием товара в магазине проходит быстро. При несложных арифметических расчетах получается, что 700 тыс. фур надо умножить примерно на 10 автомобилей типа "Газель" и разделить на 7 точек доставки товара за 8- - 10-часовую рабочую смену. Получается, что для обслуживания только автомобильного притока товарных поставок в Москву и Московский регион при переходе на малотоннажный автотранспорт понадобится не менее 1 млн "Газелей". И это при учете лишь части общего объема товаропотока. При более корректных и детальных расчетах армия "Газелей" может сравниться со всем парком легкового автомобильного транспорта г. Москва. Нужно нам это или нет? Покажет жизнь после Нового года…

Финам.инфо