06.11.08

BMW избавилась от серых деталей

На таможне задержана первая партия «серого импорта» запчастей BMW. Таможенники инкриминируют нелегалам незаконное использование товарного знака. В BMW поясняют, что это защита российских потребителей от фальсификата и машин с настройками и комплектацией непредназначенных для России.

В Росси началась таможенная блокада несогласованного ввоза продукции компании BMW, инициированная самим баварским автопроизводителем. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Северо-западного таможенного управления, впервые задержаны автозапчасти BMW, имеющие признаки незаконного использования товарного знака. Поводом к такому задержанию послужило то, что немецкий автоконцерн, который подал прошение в Федеральную Таможенную Службу России (ФТС) о включении его в реестр объектов охраняемой интеллектуальной собственности. Теперь согласно Таможенному Кодексу, нельзя ввезти в Россию любые машины либо запчасти BMW, предназначенные для коммерческих нужд без согласия самой компании.

«Таможенники калининградского юго-западного таможенного поста задержали автозапчасти, перевозимые в грузовике MAN. Из немецкого города Бельм на территорию России юридическое лицо ввозило товар для коммерческих нужд»,- рассказала пресс-секретарь Калининградской областной таможни Оксана Иванова. По ее словам, импортер не имел договора с правообладателем (BMW AG) на ввоз запчастей торговой марки BMW.

Среди задержанных запчастей: детали кузова и мотора, ветровые стекла, сигнализация, части КПП, а также электрозапчасти. Всего 798 деталей стоимостью 656 613 рублей. «Водитель, перевозивший эти запчасти пояснил, что он не знал о том, что он нарушает авторские права»,- рассказала Иванова.

На виновную организацию заведено административное дело по статье 14.10 КоАП (Незаконное использование товарного знака). Товар задержан на таможне и помещен на склад временного хранения. Сейчас таможня направила запрос в компанию BMW о том, нарушает ли ее авторские права данное юридическое лицо, или нет. В случае если BMW даст положительный ответ, то дело будет передано в суд, пояснили на таможне. «В данном случае товар может быть признан судом контрафактным. У нас уже есть практика 11 дел, решенных судом в пользу правообладателей»,- рассказала Иванова. По решению суда контрафактные товары изымаются и передаются в Российскую Федерацию Федерального Имущества (РФФИ). На таможне отметили, что как правило, такие товары затем уничтожаются.

Простые граждане (не юридические лица) пока не задерживались в связи с «контрафактным ввозом» продукции BMW. В тоже время на таможне не исключают такую возможность в будущем.

«Среди 11 выигранных дел был процесс с физическим лицом, которое пыталось ввезти для коммерческих целей товары марки Adidas и Nike. По решению суда товары были изъяты, а на гражданина наложен штраф в 1,5 тыс. рублей»,- заключила Иванова.

В компании BMW пока не в курсе задержания запчастей с их логотипом, впрочем, готовы сделать официальное объяснение своих мотиваций. «Российские таможенные органы призвали многочисленные немецкие предприятия воспользоваться этим инструментом и соответствующим положением законодательства, в том числе и BMW AG,- говорится в официальном письме компании. – BMW AG использует этот инструмент для последовательного противодействия фальсификации продуктов (запчасти BMW и MINI, принадлежности и т.д.). Таким образом, фальсифицированные продукты задерживаются еще на таможне». По мнению представителей компании, такие запчасти представляют угрозу для потребителя и в этом случае они «действуют в интересах защиты потребителя».

В письме также говорится, что эта мера должна ограничить растущий «серый» и «параллельный» импорт автомобилей BMW и MINI.

По мнению автопроизводителя, различия в комплектации и настройках машин предназначенных для разных рынков «влекут серьезные недостатки или высокие расходы, например, потому что официальный дилер BMW/MINI не располагает на месте диагностическим оборудованием для данного экспортного варианта и поэтому техническое обслуживание автомобиля либо невозможно, либо не может соответствовать стандартам качества BMW/MINI».

Адвокаты уверены, что в данном случае проблема возникает из-за недостаточно четкой формулировки в этом вопросе российского законодательства. «В принципе задержание автомобилей или продукции на таможне незаконно, если при этом не участвовал эксперт компании BMW, который должен дать оценку является ли эта продукция контрафактной. Таможенники не эксперты чтоб самостоятельно решать этот вопрос»,- говорит адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и Партнеры» Владимир Юрасов. По его мнению, граждане, столкнувшиеся с подобными проблемами на таможне должны в первую очередь обращаться в прокуратуру, которая обязана следить за работой ФТС. «Прокуратура должна дать разъяснение попадает ли данный ввоз легально приобретенных товаров под понятие контрафакт»,- говорит Юрасов.

По мнению адвоката, фирма, чей товар задержан, должна добиваться справедливости в Высшем Арбитражном Суде.

Сами торговцы, занятые в продаже ввозимых из Германии машин BMW уверены, что «палки в их колеса» приведут к росту цен на запчасти и машины. «В первую очередь это ударит по «юрлицам». Те же, кто пригоняют машины частным гражданам и на них растамаживают еще смогут работать, потому что сначала необходимо доказать их коммерческую выгоду»,- говорит коммерческий директор Optimalcars Андрей Какшин. По его мнению, такими средствами BMW добивается, чтобы покупались новые машины баварской компании в представительстве. «Не секрет, что скажем BMW X5 у нас покупаются преимущественно бэушные, потому что цена в 2 раза ниже, чем у новой машины в российском представительстве,- говорит Какшин. Собеседник уверен, если BMW добьется своего и в России прекратится ввоз ее подержанных машин, то компания сама ударит по любви россиян к баварской премиум-марке. «Официалы не заинтересованы в продаже «бэушных» машин, так как на такие автомобили не распространяется послепродажное гарантийное обслуживание, а это главная заинтересованность дилеров»,- заключил он. gazeta.ru 06.11.08