25.11.09

Новый путь развития логистов в России.

Елин В., Федосеев Э., Кулешова Ю., Елисеев А. - ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG).

Вопрос: Изменился ли подход к организации работы склада в условиях кризиса?

Ответ: Да, конечно изменился. Причем кризис, мы бы сказали, повлиял благотворно как на арендодателей складских помещений, так и на операторов этих складских помещений, имею в виду, логистических операторов в лице арендаторов. Еще в середине 2007 года, в период "бума" на складские помещения класса "А", большинство девелоперов утверждали, что по цене на аренду складов и офисов глубоко торговаться не серьезно, так как в тот момент это был рынок продавца. Но кризис все понятия, как рынок покупателя или продавца, расставил на свои места. Сейчас на рынке не найдешь ни одного не лояльного складского девелопера к своим арендаторам. Особенно гибко к своим арендаторам, в период кризиса в России, поступала ООО "Евразия Логистик", - крупнейший девелопер складской недвижимости класса "А".
Ровно такая же ситуация по клиентам у логистических операторов, которые в свою очередь являются арендаторами складских девелоперов. В России начали ценить клиентов в складском бизнесе как никогда ранее, будь тот арендатором или дистрибутором товаров для торговых сетей. Это первый результат кризиса.
Организация работы самого склада, как такового, изменений не претерпела. Но подход складских девелоперов и логистических операторов-арендаторов изменился в следующем. Клиент в период кризиса, изменился в размерах и значительно усох. Если раньше арендаторы были исключительно от 3.0 -5.0 тыс. м.кв., то сейчас их размеры ополовинились, и в настоящее время их запросы составляют от 1.0-1.5 до 2.0-2.5 тыс. м.кв. Теперь приходится делить складские помещения, изначально предназначенные для больших арендаторов на клетушки, разделенные сеткой, либо профлистом. Если раньше арендаторы приезжали со своей техникой и стеллажами, то сейчас большинство из них просят услугу аренды этих логистических аксессуаров.
Примерно такая же ситуация у логистических операторов: их бывшие клиенты на услуги ответственного хранения сократились в 2-2.5 раза. Многие клиенты "душатся" за цены, которые для логистических операторов ниже их собственной себестоимости. Так консолидированные цены в размере 13.8-14.2 рубля без НДС в сутки за одно паллетоместо в классе "А" практически являются себестоимостью ответственного хранения. В затраты оператора укрупнено входят: аренда склада, операционные и коммунальные услуги, зарплата персонала и все виды налогов. В свою очередь, эта цена означает, что она состоит из цены на хранение, например, 10 руб. без НДС в сутки за 1 паллетоместо и цены, например, 60 руб. без НДС, за механизированный вход или выход, т.е. погрузку или разгрузку в течении 1 месяца. Для простоты мы не берём другие виды операций на сладе. Такое бывает обычно при оборотистом товаре, когда он полностью оборачивается в складе за 1 месяц. Но для таких оборотов нужен не кризисный рынок.
Итак, второй результат кризиса - это низкая цена на логистические услуги, в большинстве своем ниже их себестоимости у оператора. Мы бы назвали подходы к клиентам в период кризиса как девелоперов, так и логистических операторов в России альтруистическими.

Вопрос: Появились ли новые логистические решения, которые вы можете предложить своим клиентам?

Ответ: Безусловно. Сегодня без новых подходов к решению логистических задач обойтись невозможно. Одним из ключевых вопросов является: "В какой системе координат рассматривать взаимодействие с клиентом: в системе "клиент - склад 3PL оператора" или в системе "цепочка поставок клиента - склад 3PL оператора"?

Если рассматривать первую систему взаимоотношений, то акцент, как правило, падает на интересы склада, который пытается максимально оптимизировать собственные бизнес-процессы и затраты. При этом клиент должен менять отношения со своими поставщиками и потребителями. Это довольно сложная и, порой, невыполнимая задача.
Во второй системе взаимоотношений склад 3PL оператора встраивается в цепочку поставок клиента и учитывает в своей работе все особенности прохождения груза от поставщика к потребителю. При такой системе складская технология и менеджмент должны быть более гибкими и качественными, что, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций.
Особенностью данного момента является тот факт, что в кризис многократно усилилась конкурентная борьба, которая, зачастую, просто превратилась в борьбу за выживание, и клиенты стремятся в первую очередь минимизировать свои расходы. Однако при этом другой стороной медали остается качество обслуживания, которое также увеличивает конкурентоспособность клиента, но за него необходимо платить. Клиенты сегодня выбирают, главным образом, низкую цену, которая дает выигрыш в краткосрочной перспективе, но в среднесрочной и долгосрочной - проигрыш. Особенно, это касается крупных сетевых ритейлеров и их поставщиков, теряющих доходы и клиентов из-за плохого снабжения сетей и снижения качества обслуживания.
Сегодня для 3PL оператора вопрос соотношения цены и качества стоит очень остро. Наиболее дальновидные операторы стараются сохранить клиентов и за счет низкой цены, и за счет высокого качества, жертвую частью своих доходов. На наш взгляд - это прагматичный и дальновидный подход, который позволит быстро увеличить объемы складских операций после выхода из кризиса.
Еще одной особенностью логистических операторов является их возросший профессионализм и специализация. Не секрет, что для многих производителей и ритейлеров логистика остается "терра инкогнито".
Современный склад класса "А" имеет в своей основе технологии новейшей электронной системы управления складом (WMS), что позволяет складскому оператору учитывать огромное количество артикулов груза (до десятков тысяч SKU, единиц товара), его параметры (дата производства, сроки годности, принцип отгрузки (FIFO, LIFO и т.д.)) и особенности подборки в заказа с учетом сроков реализации и др. Эти технологии позволяют полностью контролировать входящие и выходящие потоки, что еще не всегда получается у компаний занимающихся закупками и продажами.
Использование WMS также позволяет значительно расширить круг дополнительных информационных услуг для клиентов, особенно с широким ассортиментом товара: например, когда клиент хранит от 1-30 тыс. единиц товара на складе. И уже появилась устойчивая тенденция подобного рода клиентов, основанная на том, что логистический оператор с современной WMS-системой учета товара на складе, является как бы виртуальным отделом такой много ассортиментной компании, гармонично работающей в системе учета и контроля товара в системе цепочки поставок от потребителя к покупателю.

Вопрос: Какие системы управления складом используются наиболее активно на сегодняшний день?

Ответ: На сегодняшний день наиболее активно используются следующие WMS-системы управления современным складом:

" "Logistic Vision III Suite" WMS - это комплекс программных продуктов, который позволяет не только эффективно управлять бизнес-процессами склада, но и управлять всей цепочкой поставок, начиная с прогнозирования сбыта и потребностей, и заканчивая управлением исполнения на всех участках логистической цепочки: производстве, складах, транспорте.

Функционально система обеспечивает выполнение следующих требований:

" Унификация операций на складе, т.е. стандартизация процессов, экономия времени и накладных расходов;
" Обработка грузов в режиме реального времени;
" Сквозная идентификация товара (товар-упаковка-место) - однозначное определение местонахождения груза, ошибки сводятся к минимуму;
" Модульная складская система, состоящая из автоматизированных рабочих мест и мобильных компьютерных терминалов сбора данных;
" Индивидуальный штрихкод на каждый товар или упаковку;
" Использование как напечатанных штрихкодов, так и уже существующих на товаре;
" Ведение системного журнала по всем операциям, включая журнал идентификации работников для учета рабочего времени (регистрация в системе).
Этой системой пользуются компании: ЗАО "Smart Logistic Group", "STS/RLS Logistics", "Транс Логистик Консалт Групп", "ЮниТрансЛогистик", "Евросиб", "ТБН Логистик", "ABX Logistics" и др. компании.
" "Manhattan" WMS - комплекс практичных и инновационных решений по Управлению складом помогает контролировать все этапы работы с товаром и повысить эффективность работы склада.

Функционально система обеспечивает выполнение следующих требований:

" Приемку, контроль количества и качества товара;
" Размещение товара в соответствии со стратегиями размещения;
" Пополнение ячеек отбора;
" Резервирование товара;
" Комплектацию заказа, с учетом срока годности товара;
" Управление волнами;
" Упаковку;
" Отгрузку;
" Сквозное складирование (функция cross docking);
" Ускорение поставок задолженной продукции (функция Immediate needs);
" Возможность выполнения всех операций с помощью RF терминалов сбора данных;
" Циклическую инвентаризацию и инвентаризацию по событиям;
" Управление заданиями для сотрудников и контроль загрузки персонала;
" Расчет эффективности работы персонала;
" Мониторинг операций на складе;
" Подготовку сопроводительной документации, ведение документооборота;
" Взаимодействие с контрагентами.
Данная системы более дорогая, нежели "Logistic Vision III Suite". Этой системой пользуются компании: NLC, "Relogix", "AsstrA Associated Traffic AG", "ЛогИнУрал", "Кинетика" и др. компании.
" "Solvo" WMS - это система автоматизации складской деятельности, позволяющая в режиме реального времени управлять всеми технологическими операциями на складе.

Функционально система обеспечивает выполнение следующих требований:

" Зонирование склада;
" Идентификация объектов;
" Управление персоналом;
" Управление погрузочной техникой;
" Работа в режиме реального времени;
" Графическое представление склада;
" Конфигурация;
" Уровни доступа;
" Генерация отчетов;
" Хранение полной истории событий;
" Нормирование труда;
" Система помощи;
" Прием товаров на склад;
" Размещение грузов;
" Комплектация и отгрузка заказов;
" Управление персоналом;
" Дополнительные функции.

Данную WMS-систему можно отнести к, условно говоря, бюджетным, то есть не очень дорогим, в сравнении с вышеописанными. Этой системой пользуются компании: "GTI Global Transport Investments", "Шерлэнд", "Bee Logistic", "Севертранс", "Тау Терминал" и др. компании.

Вопрос: Уменьшилось или увеличилось число клиентов? В какой отрасли бизнеса больше всего клиентов?

Ответ: Если спроецировать ситуацию на аналогичный период 2008 года, то, можно сказать, во втором полугодии 2009 года количество клиентов уменьшилось, как и средний запрос арендуемой площади складов класса "А". Это говорит о том, что еще сильно влияние мирового кризиса на российскую экономику. Ведь осень, наравне с весной, - это периоды организации тендеров на складские услуги в частности и логистику в целом. В этом году пока наблюдается невысокая активность, или, лучше сказать, определенный застой спроса на складские услуги. Хотя ряд экспертов считает, что в настоящее время рынок складской недвижимости и логистических услуг в Московском регионе достиг хрупкого равновесия. То есть, дешевле аренда на складские помещения класса "А" быть не может, равно как и на логистические услуги: ответственное хранение, перевозку и таможенную очистку. Это обусловлено как стабилизацией рынка складской недвижимости, так и пока еще слабой, но все-таки активностью основных игроков логистического рынка - крупных дистрибуторов и сетевых логистических операторов, работающих на крупных ритейлеров. Для Санкт-Петербурга ситуация в складском бизнесе выглядит похуже. В свое время рынок СПб был агрессивно переоценен риэлторами, и девелоперы перенасытили складами класса "А" нашу "Северную Столицу". Пройдет еще много времени, когда там наступит баланс спроса и предложения. На сегодняшний день основой активной отрасли остаются компании, работающие с товарами народного потребления (продукты, одежда, бытовая техника и химия) отдельно можно выделить фармацевтическую группу, которая только увеличивает свои объемы. На самом деле, перед Новым годом оживились практически все отрасли народного хозяйства, работающие непосредственно с логистическими услугами. Ведь самый "рыбный" период для продаж, это период Рождества и Новогодних праздников, вот все и затавариваются.

"Деловой Петербург"