12.02.15

Болезни ВЭД: осложнения в торговле с Арменией от ЕАЭС

О возможности присоединения Армении к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии начали говорить ещё в 2013 году, а 10 октября 2014 года в Минске был подписан Договор о вступлении Армении в Евразийский экономический союз, который впоследствии был ратифицирован парламентом республики и вступил в силу с 1 января 2015 года. ПРОВЭД уже писал об ожиданиях от интеграции Армении с евразийским пространством, об ожидании макроэкономического и геополитического эффекта от такого присоединения, в том числе, ссылаясь на мнение Владимира Путина, который не раз говорил о плюсах сотрудничества с Арменией в рамках единого пространства. Армения же, со своей стороны, рассчитывает на Россию и ЕврАзЭс как на новый рынок сбыта своей продукции. Эксперты не раз отмечали и те успехи, которых достигла Армения за столь короткий промежуток времени, отведённый ей для подготовки к вступлению в Таможенный союз. При этом Армения заняла особое, в прямом смысле слова, положение в союзе четырёх стран: это единственная страна единого пространства, не имеющая общей государственной границы с остальным странами союза.

По факту, со 2 января Республика Армения стала частью Евразийского экономического союза, и в тот же день на сайте Южного таможенного управления появилось небольшое объявление для участников ВЭД, касающееся письма ФТС России от 30 декабря 2014 года № 01-11/64914, которое предусматривает возможность подачи транзитной декларации при перемещении товаров Таможенного союза из России в Республику Армения как таможенному органу, в регионе деятельности которого находится место убытия товаров, так и таможенному органу, в регионе деятельности которого производится погрузка таких товаров. Так же в объявлении внимание было обращено на то, что совершение формальностей во внутреннем таможенном органе позволит сократить сроки прохождения границы и избежать простоя транспортных средств в месте убытия с территории Российской Федерации. Аналогичная информация была опубликована и на сайте Северо-Кавказского таможенного управления. Связаны эти анонсы с тем, что таможни перестали оформлять импортные и экспортные декларации, а начали принимать транзитные декларации на грузы, отправляемые в Армению.

ПРОВЭД попытался выяснить у участников ВЭД, что означают эти изменения, как обстоят теперь дела с поставками в Армению, и реально ли это - сократить сроки прохождения границы в нынешних условиях. Сергей, один из участников ВЭД, попросивший не раскрывать его личных данных, согласился ответить на вопросы ПРОВЭД:

- Ваша деятельность связана с поставками товаров в Армению. Расскажите, что и как для Вас изменилось со вступлением этой страны в Таможенный союз?

- Про Армению пока могу сказать только то, что оформление теперь гораздо дольше по времени стало проходить. Если с Белоруссией и Казахстаном у нас есть сухопутная граница, то с Арменией нет. Поэтому для пересечения третьей страны, не входящей в Таможенный союз, теперь необходимо оформлять транзитную декларацию. Если раньше мы удалённо подавали экспортную декларацию и за 3 – 4 часа её оформляли, без прибытия машины в таможню, то сейчас машина для начала должна приехать на таможенный пост, во ВЗТК, потом загрузиться и с товаром приехать вновь для наложения таможенного обеспечения, опломбирования, и только потом оформляется транзитная декларация, на выпуск которой по законодательству таможенникам отведены сутки. И если для оформления экспорта нужен минимальный комплект документов, то для оформления транзита гораздо больше. Это связано и с тем, что приказ по транзиту очень старый уже. Можете себе представить, насколько всё это увеличивает сроки таможенного оформления по сравнению со старым добрым экспортом. Ну и я даже не говорю о том, что оформление транзитной декларации у брокеров стоит дороже.

- Вы упомянули сухопутную границу. А как обстоят дела с морскими грузами?

- Да, самая большая проблема у нас как раз связана с морскими перевозками. Раньше до вступления в Таможенный союз, например, очень много пшеницы морем уходило в Поти, грузинский порт, по экспортной декларации. Там товар перегружался в вагоны, местный экспедитор делал транзитную декларацию, и всё уходило в Армению. Теперь же экспорта нет и нужно делать транзитную декларацию. Только по правилам в такую декларацию нельзя внести несколько видов транспортных средств, так как процедурой транзита не предусмотрена смена транспортного средства – что уехало, то и должно приехать. Уехал теплоход, а приехало 10 вагонов – такого не может быть в транзитной истории, технически это пока невозможно. И если машины худо-бедно оформляются, то всё, что касается теплоходов, на сегодняшний момент просто встало.

Как мы видим, вступление Армении в Таможенный союз пока не проходит гладко, а особое географическое положение этой страны создало и новые проблемы для реализации таможенно-логистических схем при взаимной торговле.

По информации, имеющейся на сегодняшний день у ПРОВЭД, ФТС разрабатывает разъясняющий документ относительно возможности замены транспортного средства при транзите товаров в Армению. Пресс-службы ЮТУ и ФТС пока не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию.

hayinfo.ru