14.04.10

Большая таможенная перестройка

До конца 2011 года в Северо-Западном регионе будет закрыто 17 таможенных постов. Импортеры опасаются, что нововведения приведут к сбоям в доставке товаров и росту цен.

Северо-Западное таможенное управление последние 2 месяца активно занимается переносом оформления грузов из города на границу РФ. Такая стратегия развития была утверждена руководителем Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым в 2009 году. Уже закрыто 45 таможенных постов в Москве и два поста в Петербурге. Всего на Северо-Западе ликвидируют 17 постов, пять из которых находятся в черте Петербурга: Шушарский, Южный, Красносельский, Юго-Западный и Гатчинский. По словам начальника СЗТУ Назипа Галикеева, в городе останется только Василеостровский пост ("Ленэкспо") для оформления выставочных экспонатов и оборудования и автомобильный пост (Шушары) для оформления автокомплектующих для заводов Nissan, Toyota, General Motors. Остальные грузы, идущие в Петербург, по словам главы СЗТУ, будут оформляться через Балтийскую таможню.

Таким образом таможенники воплощают в жизнь давние планы правительства РФ по увеличению конкурентоспособности российских портов: именно в них будут перенаправлены импортируемые товары, а объемы транзитных грузов через приграничные государства сократятся в разы. "Мы хотим, чтобы был максимально загружен порт", -- подчеркнул глава СЗТУ.

Участники рынка считают, что реформа приведет к удорожанию импортных товаров. А вот в рост объемов серого импорта из-за неразберихи на таможне они не верят, уверяя, что напрямую это не связанные вещи. По информации перевозчиков, сразу после закрытия постов в Петербурге стоимость таможенных услуг на псковском терминале ФГУП "Ростэк" резко возросла. Интересно, что из 15 новых таможенно-логистических комплексов, которые планируется построить на границе, восемь будут возводить именно ФГУП "Ростэк" и его "дочки".

Импорт подорожает

Как рассказал Константин Шаршаков, первый заместитель руководителя регионального управления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, увеличение затрат на транспортировку и растаможивание на 1% ведет к удорожанию товара на 2-2,5%. По его словам, реформирование приведет к выдавливанию с рынка международных автомобильных перевозчиков и перераспределению грузов в первую очередь в пользу железной дороги.

Он не исключает, что если раньше на РЖД случаев контрабанды было крайне мало, то из-за увеличения грузопотока их станет больше. Однако специалист отметил, что сама процедура растаможивания товаров не меняется и ждать всплеска серого импорта не стоит. Генеральный директор ТД "Борис и Павел" Валерий Бирзолов рассказал, что уже сейчас на приграничных постах таможенные услуги подорожали в 2-5 раз. К тому же растаможивание товаров непосредственно на границе приведет к удорожанию страхования грузов. Все это в итоге отразится на стоимости товаров. Касательно серого импорта Валерий Бирзолов отметил, что нелегальный ввоз продуктов питания практически прекратился 5 лет назад. Крупнейшим импортерам из-за реформы пришлось менять всю схему поставок грузов. К примеру, грузы компаний Valio и Henkel были перенаправлены на Гатчинский таможенный пост. В итоге, как рассказали перевозчики, на посту, который может оформлять лишь 20 деклараций в день, ежедневно скапливается 60 машин. Алексей Ананишнов, директор подразделения "Бытовые клеи" компании Henkel в России, рассказал, что грузовики компании сейчас простаивают на платных стоянках пограничных терминалов, что приводит к сбоям в поставке сырья и напрямую влияет на работу компании. При этом перенаправить их на посты других таможен импортер не может. "Для нас это неприемлемо, так как насчет Санкт-Петербургской таможни уже внесены большие авансовые платежи, а чтобы работать через другие таможни, необходимо внести предоплату и туда", -- заявил он.

Зря поверили таможне

До потребителей пока влияние реформы не дошло (полки магазинов не опустели, цены резко не подскочили), а вот бизнес ощутил на себе влияние перемен. С 18 мая ликвидируется Выборгский, а с 3 июня -- Пискаревский таможенные посты. Уже сейчас все грузовики отправляются на другие терминалы. Выборгский находился на терминале корпорации "Стерх", а Пискаревский -- на терминале группы компаний "Транссфера". Оба терминала представляют собой современные складские комплексы, которые обрабатывали в день по 250 грузовых машин. Они были построены 2 года назад за счет инвесторов. В то время ФТС стремилась воплотить в жизнь план по выносу оформления грузов за черту города и призывала бизнес строить терминалы в зоне кольцевой автодороги. Стоимость строительства каждого комплекса составила около $50 млн. Срок окупаемости подобных проектов -- 8 лет. Терминалы проработали не более 2 лет, а с уходом таможенников они теперь мало кого заинтересуют. В результате подобных перестановок пострадали такие крупные импортеры, как Toyota, Nissan, "Балтика", Henkel, Valio. Если иностранные производители автомобилей смогли добиться создания отдельного таможенного поста в Шушарах на базе терминала "Национальная контейнерная компания", то мелким импортерам придется подстраиваться под меняющиеся настроения ФТС.

В очередь

Не меньше от решения таможни пострадали международные грузоперевозчики. За последние 2 недели очереди на границе РФ со стороны Финляндии, Эстонии и Латвии достигали 30км. А в городе начался транспортный коллапс: Московское шоссе и Софийская ул. на подъездах к промзоне Шушары были забиты фурами, а очередь из грузовиков перед терминалами превышала 300 единиц. Как рассказал Николай Асаул, председатель комитета по транспортно-транзитной политике, на прошлой неделе очереди на подъездах к терминалам достигали 5км, а среднее время оформления груза составляло 4-5 дней. Сейчас за счет увеличения штатного числа сотрудников таможенных постов и их рабочего дня, по его словам, удалось сократить общее число грузовиков, стоящих в очередях у городских таможенных постов, до 400 единиц. Городским постам (Шушарский, Южный, Красносельский, Юго-Западный и Гатчинский таможенные посты Санкт-Петербургской таможни) приходится работать в авральном режиме. Увеличился рабочий день (до 22 часов), отменены выходные дни, вырос штат работников. Южный таможенный пост (терминал ОАО "Совавто-Петербург"), на который было перенаправлено большое число грузов, при финансовой поддержке города оборудовал свою территорию дополнительными туалетами, душами и кафе для водителей, которые сутками стоят у терминала. Николаевская ул. в Шушарах была полностью превращена в стоянку для грузовиков. Как отметил генеральный директор ОАО "Совавто-Петербург", терминал сейчас обрабатывает до 150 автомобилей в день, а для решения проблемы нужно выпускать 250 грузовиков в сутки. Для того чтобы не создавать пробки в городе, таможенники искусственно сдерживают грузовики на границе. По информации перевозчиков, грузовики по 7 дней не могут пересечь границу. СЗТУ также рекомендует направлять грузы на приграничные посты Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и Новгородской таможен. По информации таможни, пока грузовики стоят в очередях на терминалах в городе, на границе пустуют 500-600 мест для грузовиков. Генеральный директор ЗАО "Норд Транс Авто" Игорь Дельва считает эту цифру значительно завышенной. "Общее число мест для автомобилей на приграничных постах составляет всего 500-600 единиц. Не могут же они все пустовать", -- говорит перевозчик. По подсчетам перевозчика, сейчас убытки транспортных компаний с каждого грузовика составляют по 20 тыс. рублей в день. Если в очередях стоит около 500 автомобилей, то убытки перевозчиков в месяц составляют 40 млн рублей.

Кадры решают все

Из-за реформы в Северо-Западном таможенном управлении уже произошли серьезные кадровые перестановки. С формулировкой "по собственному желанию" уволился его начальник Михаил Прокофьев, место которого занял руководитель Башкортостанской таможни Назип Галикеев. В начале апреля ушли начальник Санкт-Петербургской таможни Владлен Иванов и его первый заместитель Алексей Курдюмов. В конце прошлой недели уволился по собственному желанию руководитель Северо-Западной транспортной прокуратуры (СЗТП) Александр Бебенин, который в последнее время занимался проверкой деятельности СЗТУ. Снять напряжение на границе может открытие новых терминалов для таможенной очистки грузов. Однако их строительство займет не менее 2 лет, а привлечь инвестиции в эту сферу теперь будет гораздо сложнее.

Деловой Петербург 14.04.10