08.11.05

Больше доверия и понимания

Руководство ФТС России неоднократно заявляло, насколько ценен и полезен для таможенной службы конструктивный диалог с бизнес-сообществом. По другую сторону от линии таможенного контроля многое видится иначе. Иногда предприниматели поднимают вопросы, над которыми прежде мало кто задумывался. Площадкой для проведения дискуссий и налаживания взаимодействия по конкретным спорным вопросам уже более десятка лет, как известно, служит Консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС России. Заместителем председателя этого органа многие годы является вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По нашей просьбе он комментирует наиболее важные результаты и перспективные направления развития партнерских отношений между таможней и бизнесом.

- Сергей Николаевич, с 1992 года вы являетесь вице-президентом Торгово-промышленной палаты и, соответственно, свидетелем того, как трудно складывался диалог между бизнесом и властью. В своем выступлении на коллегии ФТС в феврале нынешнего года вы сказали, что ныне действующий Таможенный кодекс - практически первый документ, к обсуждению которого был так широко допущен бизнес. Скоро два года, как таможня работает по этому кодексу, тем не менее, проблемы остаются...

- И в этом нет ничего удивительного. Жизнь не стоит на месте. К тому же сам кодекс - это итог компромисса между бизнесом и государством. Он не во всем удовлетворяет бизнес, есть, возможно, в нем положения, которые и государство, в лице таможни, не до конца удовлетворяют. Поэтому и появилась необходимость внесения множества поправок, которые скоро будут обсуждаться в Госдуме. Тем не менее последние заседания экспертного совета, на которых многие представители бизнеса высказали свое отношение к этому важному документу, показали, что в целом оценка кодекса позитивная.

Больше все-таки вопросов и претензий - процентов восемьдесят - связано с применением нового законодательства на практике. Я не хочу сказать, что все конфликтные ситуации возникают из-за злого умысла. Просто некоторые таможенники трактуют положения закона не так, как там было задумано. Нам известно, что таможенная служба стремится это исправить -ведется непрерывная работа с кадрами (особенно на местах) по обучению и разъяснению, как применять конкретные положения нового законодательства. Но это должно быть заботой не только ФТС. Без сигналов от бизнес-сообщества в Москве не скоро смогут узнать, что какая-то норма на местах применяется неправильно. Поэтому мы всегда говорим предпринимателям: если есть сомнения, поделитесь этими сомнениями с ФТС или региональными таможенными управлениями, попросите их разъяснить - таможенникам и предпринимателям - правильно применяется норма или нет. При таком подходе у таможни появится больше возможностей своевременно корректировать своих коллег.

- С августа прошлого года таможенная служба находилась в стадии реформирования. Как это отразилось на ее взаимодействии с профессиональными объединениями предпринимателей, в частности, с Торгово-промышленной палатой?

- В любой реформе есть плюсы и минусы. Конечно, трудно примириться с тем, что из-за изменения статуса руководящего органа таможенной службы путь прохождения документов от их разработки до реализации теперь многократно удлинился. Однако есть надежда, что и качество их станет лучше.

В целом же, несмотря на то, что год этот был для таможни непростым, взаимоотношения наши развивались поступательно. Свидетельством тому служат не только подготовленные совместно поправки к Таможенному кодексу. Более активно и предметно стали работать консультативные советы как при ФТС, так и при региональных таможенных управлениях. Мы очень ценим возможность участвовать в их заседаниях, так как на них можно не только проинформировать, как на самом деле применяется на местах таможенное законодательство, но и озвучить собственные предложения по улучшению ситуации. Атмосфера на таких заседаниях говорит о том, что в наших отношениях стало больше доверия и понимания.

Важным событием года стало подписание соглашения о сотрудничестве между ТПП и ФТС России.

Вместе с тем в нашей совместной работе есть еще и неиспользованные возможности.

Сопоставление встречных данных российской и иностранной статистики по отдельным группам товаров и географическим направлениям показывает, что часть своих потребностей Россия по-прежнему удовлетворяет за счет серого импорта и контрабанды. Здесь есть над чем работать не только таможенной службе. Думаю, без тесного взаимодействия с бизнесом эти негативные явления не преодолеть. Мы эту проблему неоднократно обсуждали в ФТС. У нас есть возможность помочь таможне через свою разветвленную сеть региональных торгово-промышленных палат (их в России 172) и наши зарубежные представительства.

- Каким образом?

- Мы можем проводить по отдельным группам товаров или по каким-то конкретным географическим направлениям (где больше нарушений, связанных с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием) независимую предотгрузочную инспекцию, а в качестве экспертных организаций привлекать региональные торгово-промышленные палаты и наших партнеров за рубежом.

- Чем же она будет отличаться от предложенной правительством предотгрузочной инспекции, против которой вы так активно выступали?

- Наша инспекция будет осуществляться на добровольных началах. У таможни сегодня нет закрепленного законодательно обязательства принимать сертификаты или иные документы инспекционных компаний. Решение о выпуске товаров она принимает самостоятельно. Поэтому заставлять всех импортеров, работающих по определенным категориям товаров, проходить в обязательном порядке предотгрузочную инспекцию, на мой взгляд, неправильно. Другое дело, когда такая инспекция проводится на добровольной основе.

Торговая компания, которая хочет получить подтверждение, что работает честно, может туда обратиться по собственной инициативе и получить соответствующий документ. Если же импортер избегает такой инспекции, у таможни появляется повод досмотреть его товар более тщательно. Это важно еще и потому, что проверять все компании таможня не в состоянии. И второй момент. Нельзя выстраивать систему предотгрузочной инспекции, опираясь только на зарубежные компании и их базы данных. Они уйдут, и что тогда? Банк данных по ценам должен создаваться под эгидой государства, оно должно быть правообладателем такой информации. А привлекать для проведения инспекции государство может кого угодно, в том числе и торгово-промышленные палаты. Они и сейчас проводят экспертизы качества, цены и других характеристик товаров. И все проверки -только на добровольных началах.

- Вы упоминули о своих партнерах в иностранных торговых палатах. Есть ли они в ТПП Китая? Насколько реально организовать предотгрузочные проверки на китайском направлении?

- Партнеры в китайской торгово-промышленной палате у нас есть, и мы с ними подобную возможность уже обговаривали. Они в принципе к такому сотрудничеству готовы. Мы со своей стороны тоже. Таможенная служба, если такая совместная работа начнется, может и должна опереться на предпринимательские структуры, в том числе на Торгово-промышленную палату России.

Мы готовы подключить наших китайских партнеров и, если возникнет необходимость, развернуть на территории Китая сеть наших экспертных организаций. Свои предложения по этому вопросу мы сформулировали пока в общих чертах - как это могло бы быть. Но поскольку их реализация затрагивает межгосударственные отношения, то дальнейшая более глубокая их проработка возможна только после согласований с МИДом и Минэкономразвития, после тщательного анализа на соответствие российским и международным правовым нормам.

Очень важно делать китайское и вообще юго-восточное направление прозрачным еще и потому, что именно оттуда в Россию завозится большое количество контрафактной и фальсифицированной продукции. Организация системы защиты от контрафакта - тема, над которой палата работает уже давно, и у нас по этому вопросу также есть предложения для совместной работы с таможней. Мы сделали также таможенной службе предложения по информационному обмену. В частности, у палаты есть свой реестр предприятий, которые мы считаем надежными партнерами. Прежде чем попасть в этот реестр, они проходят серьезную проверку по многим параметрам. На наш взгляд, такие предприятия могли бы стать частью так называемого белого списка таможни.

- Сергей Николаевич, сегодня все озабочены повышением конкурентоспособности российской экономики. Какое решение в таможенной сфере, на ваш взгляд, могло бы этому способствовать в наибольшей мере?

- Вопрос, прямо скажем, глобальный. Но я попробую ответить. Это решение выходит за рамки компетенции ФТС. Сегодня мы особенно остро нуждаемся в обновлении основных производственных фондов: оборудование износилось и морально, и физически. Об этом говорил на подписании соглашения о сотрудничестве с ФТС и президент палаты Евгений Максимович Примаков. На мой взгляд, всё не производимое в России современное технологическое оборудование, предназначенное для переоснащения основных производственных фондов и не бывшее в употреблении, вообще не должно облагаться ни пошлинами, ни НДС, независимо от того ввозится ли оно в уставный капитал совместного предприятия иностранным партнером или просто закуплено российским предпринимателем для своего производства. Пока же такая политика в отношении оборудования проводится в соответствии с постановлением правительства избирательно, что порождает целую цепочку правонарушений. Известны случаи, когда ввозится не новое оборудование, когда оно сдается в аренду...

Думаю такой подход, с параллельным повышением вывозных пошлин на круглый лес, помог бы исправить положение в лесной и деревообрабатывающей отраслях. Тому же Китаю стало бы выгодно строить деревообрабатывающие предприятия не у себя, а в России и беспошлинно вывозить из нее готовую продукцию. А почему нет? Ведь нашли же способ стимулировать выпуск иномарок на российской территории, значит, и с лесом может получиться. И таможне легче будет, как исполнителю, реализо-вывать такую политику на практике.

И еще в заключение я хотел бы сказать вот о чем. Таможенной службой многое сделано и делается для упрощения движения товаров через границу. Большим плюсом этих усилий я считаю зеленый коридор на Северо-Западе, который в этом году реально заработал и позволил разгрузить автомобильные очереди на границе. Претензии от перевозчиков, работающих на этом направлении, будем надеяться, ушли в прошлое. Мне известно, что сейчас ведется работа, чтобы сделать этот коридор двусторонним - чтобы и российские грузы беспрепятственно вывозились на Запад. Это очень хорошая практика, и ее надо распространять на таможенные посты в других регионах.

Хотелось бы также, чтобы такие зеленые коридоры появились и для туристов, путешествующих автотранспортом. Пока же они вынуждены простаивать в длинных очередях на границе. Наша палата и региональные палаты получают много жалоб и обращений от туристических фирм. Основная причина -столпотворение на границе контрольных органов, которые непосредственно занимаются туристами. А надо бы только два - паспортный и таможенный контроль, а остальные - по мере надобности. 9 понимаю, что это не вопрос тамож ни, но мы надеемся, что в его реше нии она будет нашим активным со юзником.

Журнал "Таможня"