21.04.09

Больше не будет

Морской порт Санкт-Петербург опубликовал отчётность за прошлый год

Согласно российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ) выручка группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» в 2008 году увеличилась относительно аналогичного периода 2007 года на 18% и составила 4,7 млрд руб. Балансовая прибыль группы компаний выросла на 22% – до 1,4 млрд руб. Чистая прибыль составила более 1 млрд руб. – плюс 24%.

За 12 месяцев 2008 года стивидорные компании группы обработали 11 млн тонн грузов. Сумма перечисленных за этот период налогов и платежей составила более 1 млрд руб. Средняя заработная плата работников в 2008 году – около 35 тыс. руб., зарплата докеров-механизаторов – более 40 тыс. руб. «Несмотря на негативные факторы внешнеэкономической деятельности, серьёзно проявившиеся в четвёртом квартале, компания успешно завершила 2008 год», – утверждается в пресс-релизе группы компаний. Достигнуто это за счёт применения «гибкой тарифной политики, изменения структуры грузооборота и перехода на перевалку наиболее рентабельных видов грузов».

Как пояснила «Гудку» аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Надежда Тимохова, за 11 месяцев 2008 года у группы компаний перевалка грузов выросла на 13%. Соответственно рост выручки обусловлен увеличением объёмов перевалки грузов. За 2009 год таких показателей, скорее всего, не будет – падение грузооборота порта отразится на показателях выручки за 2009 год. Правда, лишь в том случае, если не будут повышены тарифы, считает аналитик. Но этого, по её мнению, скорее всего, не произойдёт. Когда конкуренция за потребителя обостряется, спрос падает, а предложение со стороны операторов остаётся стабильным, приходится цены снижать. Такая ситуация в настоящее время характерна для всего рынка грузоперевозок. Но 2008 год в целом можно назвать стабильным в финансовом отношении, поэтому отчётность большинства компаний положительная. Однако если будут повышены тарифы, которые смогут компенсировать падение продаж, и потребители окажутся готовы оплачивать такие тарифы, то рост выручки возможен. Но и в этом случае он не превысит показатели 2008 года.

Как уточнили в дирекции по внешним и внутренним коммуникациям группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург», грузооборот группы в первом квартале 2009 года снизился на 18%. Стивидорные компании группы обработали более 2 млн тонн грузов, это на 18% меньше показателя аналогичного периода 2008 года. «Первая стивидорная компания» обработала 0,8 млн тонн грузов, что на 27% ниже уровня 2008 года. «Вторая стивидорная компания» перегрузила 0,4 млн тонн, что соответствует показателям аналогичного периода 2008 года. «Четвёртая стивидорная компания» обработала 0,7 млн тонн, на 15% меньше, чем в предыдущем году. На автомобильном терминале «Третьей стивидорной компании» перегрузочные работы в первом квартале 2009 года не выполнялись. В феврале 2009 года группой компаний был заключён контракт с новым логистическим оператором. Договор предусматривает обработку данных грузов с начала второго квартала 2009 года.

Аналитик российской компании CIG Business Consulting Андрей Рожков считает, что в 2009 году порт не сможет сохранить объёмы перевалки на уровне 2008 года. Тенденция снижения грузооборота в настоящее время свойственна всем российским портам. Снижается экономическая конъюнктура, в результате чего меньше производителей предъявляют меньшие объёмы для транспортировки в другие страны или порты. Прежде всего это продукция металлургических предприятий, строительной индустрии, лесной отрасли. Кроме того, уменьшается количество коммерческих грузов, перевозимых в контейнерах. Данная тенденция характерна и для порта Санкт-Петербург.

По мнению ведущего эксперта инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Дмитрия Баранова, в текущих экономических условиях порты могут только оптимизировать собственные расходы, например, за счёт сокращения персонала. Не исключено, что порты станут проводить новую политику в отношении того, чтобы тарифы стали более гибкими. Но это не слишком эффективно. Предложение в сфере перевалки грузов превышает спрос. И плату за услуги повысить нельзя.

Справка «Гудка»
В группу компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» входят управляющая компания «Морской порт Санкт-Петербург», а также Первая стивидорная компания, Вторая стивидорная компания, Третья стивидорная компания, Четвёртая стивидорная компания, сервисные предприятия. Основным владельцем группы компаний является Universal Cargo Logistics Holding В.V., подконтрольная основному бенефициару Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину.

«Гудок», 21.04.2009