08.05.09

Борьба с серым брокерством: прогноз благоприятный

В 1 кв. 2009 года наблюдается уменьшение активности таможенных брокеров, осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности Владивостокской таможни. Это обусловлено как внешними, так и внутренними причинами: общим экономическим спадом, влиянием неблагоприятной конъюнктуры зарубежных рынков, а также тем, что в значительной степени их деятельность была ориентирована на ввоз импортных автомобилей. Теперь же с вступлением в действие новых ставок импортных пошлин приходится осваивать новую номенклатуру товаров.

В 1 кв. 2009 года таможенными брокерами было оформлено 1062 грузовых таможенных декларации, что в 4 раза меньше 4 кв. 2008 года. Как отмечает Лариса Воробьева, и.о. начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Владивостокской таможни, на фоне низкой активности таможенных брокеров, участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему предпочитают пользоваться относительно недорогими услугами «серых» брокеров, «забывая» о том, что последние впрямую нарушают российское законодательство.

В частности, в нарушение Гражданского Кодекса РФ они осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и без специального разрешения (лицензирования), так как декларирование товаров от имени других лиц требует специального разрешения - включения в Реестр.

Кроме того, нарушая Налоговый Кодекс РФ, «серые» не уплачивают установленные налоги и сборы от результатов своей деятельности, а также не несут никакой ответственности за достоверность декларирования, а, значит, в случае выявленных нарушений, штрафные санкции лягут на плечи самому заказчику.

В число других негативных факторов, связанных с деятельностью «серых» брокеров, входят и неуплата внутренних налогов, и высокая вероятность подлога документов, и иные формы мошенничества, например, заявление недостоверных сведений о товарах при декларировании в целях «минимизации» таможенных платежей.

Между тем, подобная «неофициальная» деятельность может иметь вполне ощутимые административные последствия. Факты совершения таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенных в Реестр таможенных брокеров (представителей), квалифицируются по статье 16.23 КоАП РФ «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».

Участникам внешнеэкономической деятельности не стоит забывать, что частью 3 ст.16.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

В частности, при изменении юридического адреса, кода КПП необходимо незамедлительно (в течение 5 дней) в письменной форме информировать Федеральную таможенную службу для внесения обновленных сведений в Реестр и Базу нормативно-справочной информации по таможенным брокерам, используемую таможенным инспектором при оформлении деклараций.

Такие действия таможенного брокера и ФТС России установлены приказом ФТС России от 10.10.2007 №1257 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)».

Следует учитывать, что с проблемой «серых» брокеров тесно переплетается проблема так называемых «фирм-однодневок», возникновение и деятельность которых связаны с соблюдением минимального количества необходимых формальностей и минимальным контролем со стороны государственных органов, что сопряжено с высокой вероятностью совершения противоправных действий.

Поэтому закономерно, что таможенные органы настроены самым решительным образом пресекать случаи деятельности «серых брокеров».

Наиболее эффективным способом в борьбе с недобросовестными участниками ВЭД является контроль за их деятельностью до и после выпуска товаров.

Так, каждый инспектор таможенного поста согласно утвержденной инструкции до выпуска товаров обязан проводить самую тщательную и подробную документационную проверку полномочий лица, подающего таможенную декларацию.

Специалисты таможенной инспекции, осуществляющие таможенный контроль после выпуска товаров, в числе прочих проверяют сведения о лицах, указанных в графе 54 грузовой таможенной декларации:

- приказы о приеме на работу специалистов по таможенному оформлению;

- квалификационные аттестаты специалистов;

- договора на приобретение и обслуживание сертифицированных программных средств по заполнению ГТД.

Кроме того, подразделением таможенной инспекции систематически проводится мониторинг таможенного оформления и результатов таможенного контроля, анализ деятельности таможенных брокеров.

В 2008 году Владивостокской таможней по статье 16.23 возбуждено 18 административных дел.

Главная цель этой работы - разграничение таможенных брокеров на добросовестных участников околотаможенного рынка услуг, которым необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия деятельности, и таможенных брокеров, с которыми связаны возможные риски нарушения таможенного законодательства.

В дальнейшем, при проведении анализа таможенного оформления товаров различных категорий, а также внешнеэкономической деятельности отдельных участников ВЭД, в качестве одного из оценочных критериев наличия рисков по нарушениям таможенного законодательства используется информация о том, чьими услугами пользуется участник ВЭД при таможенном оформлении (так называемая «репутация» таможенного брокера). Использование услуг «серого» брокера при декларировании может расцениваться как негативное обстоятельство.

Специалисты таможни считают, что проблема по искоренению «серого» брокерства должна вскоре потерять свою остроту, и связывают это с принятием Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Данная Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года. Концепция следует основным положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (от 18.05.1973) в редакции Протокола от 26.06.1999, который предусматривает использование предварительной информации, ее передачу в электронной форме, а также регламентирует применение «Института уполномоченного грузополучателя» и в последующем – «Института экономического оператора». В настоящее время ФТС России уже подготовлены и направлены в Правительство предложения о внесении изменений в Таможенный кодекс РФ в части введения «Института уполномоченного грузополучателя».

В результате существующие институты субъектов таможенных правоотношений, как то таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и владельцы таможенных складов трансформируются. Согласно проекту, в функции уполномоченного грузополучателя включен комплекс следующих услуг в области таможенного дела:

- деятельность в качестве перевозчика,

- декларанта,

- хранение товаров на собственных складах.

Кроме того, уполномоченным грузополучателем будут проводиться таможенные операции по завершению транзита товаров (сейчас это функции таможенных органов) и контролироваться соблюдение условий по обеспечению уплаты таможенных платежей.

С момента прибытия товаров и транспортных средств уполномоченный грузополучатель будет нести ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, деятельность нынешних таможенных брокеров серьезно трансформируется.

И тем компаниям, которые на сегодняшний день не имеют СВХ и занимаются лишь декларированием товаров, придется значительно расширить спектр предоставляемых услуг. Вряд ли брокеры, работающие сегодня по «серым» схемам, справятся с такой нагрузкой и смогут нести такую ответственность.

В связи с этим, можно предположить, что такое явление как «серое» брокерство исчезнет окончательно.

Пресс-служба ФТС РФ ; 07.05.09