30.06.10

Перспективы развития таможенной инфраструктуры Московского региона

Хотелось бы поделиться с Вами своими ощущениями от неизбежно надвигающейся реформы таможенной инфраструктуры Московского региона.

Сначала хочу отметить, что Московский регион, Москва и Московская область это крупнейший конгломерат транспортной инфраструктуры и финансовых институтов Российской Федерации. Сегодня это центр таможенного оформления импортных и экспортных потоков в России, в объеме более 30%.

Так исторически сложилось, что Московский регион во все периоды нашей истории был головным Российским центром торговли, узлом авто, авиа и ж/д транспорта, местом для хранения и перевалки большинства товарных потоков. Отметим только основные параметры Московского региона: его площадь около 46.000 кв.км., количество жителей, включая поток транзитных посетителей составляет более 20.0 млн. чел., что сравнимо с отдельными Европейским государствами.

Общая протяженность федеральных и региональных автомобильных дорог в Московском регионе составляет почти 18,0 тыс. км. Среднегодовая суточная интенсивность движения на головных участках автомобильных дорог федерального значения М-3 "Украина", М-4 "Дон" и М-9 "Балтия" составляет более 60 тыс. авто/сутки, дорог М-1 "Беларусь", М-2 "Крым", М-5 "Урал" и М-7 "Волга" - более 90 тыс. авто/сутки, дорог М-8 "Холмогоры" и М-10 "Россия" - более 130 тыс. авто/сутки.

Московский железнодорожный узел является одним из крупнейших в мире и самым крупным на сети железных дорог России. Пассажирские и грузовые перевозки в узле осуществляются по 11 направлениям, берущим свое начало от восьми головных вокзалов г. Москвы, обеспечивающим связи столицы со всеми регионами России, со странами дальнего и ближнего зарубежья. В железнодорожную сеть Московского региона входят 11 радиальных магистральных линий, сходящихся к Москве, Большая Московская окружная дорога (БМО), Малая окружная кольцевая дорога (МОК) и внутригородские диаметры, проходящие непосредственно в границах Москвы, а также многочисленные соединительные и тупиковые линии, грузовые и пассажирские станции, в том числе две сетевые сортировочные, 22 внеклассных станции, 10 грузовых дворов с годовым объемом работы до 2,5 млн. т.

Московский авиационный узел (МАУ) является воздушными воротами России и важным связующим узлом внутренних воздушных линий Российской Федерации, стран СНГ и международных авиалиний. В состав авиационного узла входят 9 аэродромов, среди них - четыре аэропорта гражданской авиации: "Внуково", "Шереметьево", "Домодедово", "Быково" (из которых первые три являются международными), 2 аэродрома государственной авиации (Чкаловский, Остафьево) и 2 аэродрома экспериментальной авиации (Раменское, Луховицы (Третьяково). На долю аэропортов Московского региона приходится более четверти пассажирских, более 40% грузовых и более двух третей международных авиаперевозок воздушного транспорта России.

Экономические параметры Московского региона:

- валовой региональный продукт Москвы и Московской области в 2006 году достиг 26,2% от ВРП всех субъектов РФ;

- инвестиции в основной капитал достигли 17,1% от суммарного объема инвестиций в РФ;

- на долю Москвы и Московской области приходится 30% всего розничного товарооборота и 43% объема оптовой торговли РФ.

Рассмотрим теперь таможенно-логистическую инфраструктуру Московского региона. Она представлена Центральным таможенным управлением (ЦТУ), имеющем развитую сеть таможен и таможенных постов в регионе, расположенных на СВХ различного уровня .

Но, с начало немного истории. В 2000 году в зоне действия Центрального таможенного управления было зарегистрировано более 489 складов временного хранения (СВХ) и 107 таможенных складов (ТС), работало 27 таможен и 197 таможенных постов. Много воды с тех времен утекло.

На момент активного вывода всех этих объектов из Москвы в первом квартале 2009 года в столице насчитывалось 52 СВХ, 15 ТС, 57 мест таможенного оформления и 4 таможни. Примерно в тот же период в Московской области работало 83 СВХ, более 50 ТП и около 20 ОТО и ТК (отделов таможенного оформления и таможенного контроля).

На сегодня в Московский регион обслуживают примерно 42 ТП и 10 ОТО и ТК. Стандартная численность ординарного таможенного поста - 15-18 сотрудников таможни, ОТО и ТК - от 5 до 8 сотрудников.

Таким образом, на страже закона и таможенных интересов России в 2009 г. на территории Московского региона, так сказать на земле, трудилось около 1000 квалифицированных таможенников. Пока не берем в расчёт численность аппарата Центрального таможенного управления и соответствующих органов Федеральной таможенной службы.

По статистике, за весь 2009 год в рамках ЦТУ было оформлено 915 623 ГТД (грузовых таможенных деклараций), из них в электронной форме - 58 287 (3 511 - ЭГТД оформлено с применением Интернета (из отчета Консультативного Совета при ЦТУ).

По самым грубым прикидкам, если над оформлением грузовых таможенных деклараций работало вышеуказанное количество таможенников Московского региона, то получается, что за 249 рабочих дней в 2009 году каждый из них оформил 3,6 ГДТ в день! А если еще принять во внимание, что среднестатистический норматив по оформлению одной ГТД с небольшим списком товарных кодов из ТНВЭД составляет до 1 часа при бумажных технологиях и не более 30-40 минут в случае электронного декларирования по технологии ЭД-2 через Интернет, то можно увидеть колоссальные резервы в работе системы таможенного оформления Московского региона.

Что предполагает ФТС РФ и ЦТУ сделать в самое ближайшее время? По последним данным предлагается оставить в Московской области порядка 25 ТП с численностью до 25 таможенников, и около 5 ОТО и ТК с численностью до 15 таможенников и объединить все это в рамках одной Московской областной таможни. При этом должно произойти сокращение штатного количества линейных специалистов и сопровождающих служб примерно на 15% от предыдущего. Более точных данных привезти не возможно, так как они не публикуются в открытой печати.

Какие проблемы в связи с этим сокращением мест таможенного оформления могут возникнуть:

- в связи с тем, что оптимизация таможенно-логистической инфраструктуры Московского (Таможенные посты + СВХ+ ТС) региона происходит путем арифметического сокращения мест размещения таможенных органов без изменения качества мест размещения, возможны транспортные пробки и очереди, и как следствие замедление процесса таможенного оформления внешне торговых грузов.

- в связи с тем, что примерно 50% товаров, рекомендованных для проведения таможенного оформления в местах приближенных к Государственной границе РФ всё равно проходит таможенную очистку в Московском регионе, а программа сокращения ТП этого не учитывает, то вопрос о реальном, а не расчетном количестве ТП в МО остро возникнет уже этой осенью. Проблемы с таможенным оформлением обострятся на фоне традиционного, сезонного увеличения товара потока, так и по причине не сбалансированного размещения таможенных органов в современных СВХ.

- бизнесу не понятна позиция ФТС РФ и ЦТУ в части декларирования в Концепции новых методов работы с участниками ВЭД, внедрение современных технологий для таможенного дела, при этом активное не использует преимуществ и возможностей таких продвинутых СВХ как ЗАО "Смарт Лоджистик Групп", СВХ Крешино, Лесной Городок, СВХ ФМ Лоджистик и др.

Наблюдая таможенную логистику непосредственно вблизи, в гуще событий, всегда хочется что-то улучшить или хотя бы высказаться относительно улучшения таможенной инфраструктуры Московского региона.

Во-первых, целесообразно переместить часть таможенных служб из морально устаревших терминалов "сарайного типа", которые до сих пор действуют в Московском регионе, на СВХ, прекрасно оборудованные для квалифицированного и высокопроизводительного труда на территории современных логистических парков в Московской области.

В-вторых, наравне с бизнес структурами, работающими в сфере таможенной логистики использовать для таможенных органов в свете повышения их эффективности работы, современные методы оценки работы в частности KPI применительно к каждому офицеры таможенной службы.

Сегодня ситуация в таможенной инфраструктуре такова, что на данный момент в сфере деятельности Ногинской таможни из 13-14 СВХ высоким технологичным требованиям отвечают только 2 склада временного хранения. В Зеленоградской таможне из 20 СВХ отвечают требованиям только 3-4, а в Щелковской таможне из 13-15 складов - таковых СВХ всего 2-3. Следовательно современные СВХ в Московском регионе составляют на сегодня около 18%, остальные 82% СВХ не в полной мере удовлетворяют ФТС РФ на современном этапе развития таможенной логистики региона.

Список потенциальных кандидатов для размещения ТП на территории современных высокопроизводительных СВХ в Московском регионе, способных обработать большую часть потока внешнеторговых грузов столицы и области, мог бы быть следующим: "Карго-Транс", "Юнитранс Логистик", "КРК Рус", "ФМ Лоджистик Кастомс", "Транссервис", "Протек", "ДХЛ Интернешнл", "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), "Автологистика", Терминал Солнечный", "Лесной городок", "Крёкшино".

Известно, что в середине 2009 года начал реализовываться план ФТС РФ совестно с ЦТУ по выводу потоков таможенного оформления из центральной России на территории приближенные к Государственной границе РФ. Предполагается, что предприниматели с повышенным энтузиазмом начнут застраивать пограничные переходы и близлежащие территории логистическими парками и Таможенно-Логистическими Терминалами (ТЛТ). Но, ни одному бизнесмену более-менее знакомому с логистикой ни прейдет в голову закапывать деньги на Границе, когда основное место хранения, переработки и потребления импортных товаров в крупнейших городах и мегаполисах России. Где, кстати уже построены те же Таможенно-Логистические Терминалы, но без таможенных органов (перечень см. выше).

Суть самой программы вывода основных потоков автомобильных грузов из территорий, прилегающих к мегаполисам России сам по себе утопичен. Ведь, после предполагаемой 100% таможенной очистки на границе, груз уже очищенный всё равно потечёт в города и пригороды. По моему глубокому убеждению, перенос таможенного оформления на государственную границу России необходимо осуществлять не в форме строительства новых логистических парков на приграничных территориях, хотя где-то строиться всё равно придется, а на основе технологического прорыва и на базе современных электронных Интернет-технологий. При граничные объекты должны выполнять оперативную контрольную, защитную и транзитную функцию для участников ВЭД с элементами электронного декларирования через интернет, технологии удаленного выпуска и других современных технологий. Иначе эти объекты превратятся в очередной заслон для участников ВЭД при осуществлении ими своей деятельности.

Как уже было сказано, сегодня всё более массовый характер принимает электронное декларирование через Интернет по технологии ЭД-2, без особой привязки участника ВЭД к постоянному местоположению его офиса. Для ЭД-2 необходимы лишь пара недорогих программных продуктов от компаний "Альта-Софт" и "Крипто", соответственно, программы "ГТД ПРО" и "Крипто-ПРО CPS", ноутбук, свободный выход в интернет и собственная электронная цифровая подпись (ЭЦП). Однако не все так просто в электронном декларировании, пока еще важно иметь привязку ЭД-2 к месту доставки внешнеторгового груза, то есть, к современному СВХ, где собственно, по указанию участника ВЭД через Интернет возможна таможенная очистка как на границе, с использованием удаленного выпуска, так и собственно на СВХ, в случае доставки товаров для потребителей Московского региона.

Таким местом доставки в Московском регионе, как пример, может служить любой из вышеперечисленных образцовых СВХ. Как правило, это современный распределительный центр европейского уровня, основанный на базе складов класса "А" недалеко от МКАД, в пределах 10-20- километровой зоны, граничащий с ключевыми федеральными трассами.

Удобный подъезд к СВХ достигается удачным местоположением такого складского комплекса, желательно с нескольких трасс. Сам СВХ должен быть оборудован постами фитосанитарного и ветеринарного контроля, фармацевтическим складом и независимой фармацевтической лабораторией, банковским отделением со скоростной системой проводок таможенных платежей "Зеленый Коридор", холодильными и рефрижераторными камерами для хранения различной скоропортящейся продукции, современным досмотровым оборудованием. Обычно рядом с СВХ должен иметься развитый сервис для клиентов, который может оказывать услуги единого 3PL-оператора, таможенного представителя, обеспечивая ответственное хранение после таможенной очистки и доставку грузов к дверям заказчиков.

В настоящее время на одном из таких СВХ, а именно на ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" модернизируется система серверного обеспечения, поддерживающая технологию электронного декларирования через открытую сеть интернет ЭД-2 из расчёта 1.0 млн. транзакций в месяц. Сейчас, согласно статистике основного игрока этой технологии - компании "Альта-Софт", на одну декларацию среднего уровня приходится 40-50 транзакций. После тестирования серверная система СВХ "SLG" сможет обеспечивать оформление до 20 тысяч электронных грузовых таможенных деклараций (ЭГТД) в месяц.

В процессе внедрения электронного декларирования через интернет, по мнению ведущих специалистов, есть так же определенные шероховатости. Так непонятно, что делать с электронным декларированием в такие важные для россиян дни, как в суббота, воскресенье или официальные праздники. На сегодняшний день в эти периоды ГНИВЦ ФТС РФ официально не работает, а что делать участникам ВЭД переходить в этот период на бумажные технологии!? Но с бумагой удаленного выпуска на Государственной границе не осуществишь. Вот и появляются узкие места при современных технологических решениях, пока не имеющих ответа.

Есть и другие проблемы в распространении электронного декларирования через интернет в широкие массы, обобщим их:

- Отсутствие круглосуточной технической поддержки в ГНИВЦ со стороны ФТС РФ. Просто пока такой режим работы не предусмотрен и в этот период приходится частично решается проблемы ЭД-2 с помощью круглосуточной поддержкой "Альта-Софт".

" Отсутствие ряда режимов не очень популярных, но от того всё равно не менее ценных по импорту и экспорту. То есть, не все эти режимы переведены в электронный формат и соответственно не используются при электронном декларировании в технологии ЭД-2. Есть еще над чем работать.

- Нельзя передавать неформализованные документы (схемы, чертежи). Так при технологии ЭД-2 пришлось полностью отсечь все графические файлы, дабы не обвалить, как ведомственные сети, так и не допустить значительного замедления процессов электронного декларирования в коммерческих сетях. По рассказу сторожил при отработке технологии ЭД-2, бывали случаи при оформлении электронной декларации с графическими файлами, когда процесс передачи ЭД занимал несколько часов!!! И какое это электронное декларирование спросите Вы?!

- Сертификаты должны передаваться напрямую из государственными органов. Так на сегодня не решён вопрос когда сертификаты производимые, например, Минторгом, или другим государственным министерством или ведомством не передаются в электронном виде в таможенные органы, по месту таможенной очистки соответствующего товара, нуждающегося в таком сертификате.

- Необходимость печати декларации для банков, налоговой, правоохранительных органов и т.п. При всеём нашем оптимистическом отношении к электронному декларированию, например, при удаленном выпуске где ни будь в Смоленске, Брянске или Выборге, водитель-перевозчик для сопровождения выпущенного в свободное обращение груза вынужден, при уже примененной технологии электронного декларирования через интернет, распечатывать эту же электронную декларацию для того, что бы его не арестовали в дороге милиция, транспортная прокуратура и другие силовые ведомства, наводящие порядок на дорогах. И Вам было бы забавно смотреть со стороны на водителя и милиционера, когда первый доказывал второму, что у него электронная декларация где то там в интернете.

- При пере выпуске ЭЦП (срок действия 1 год) возникает вынужденный перерыв в работе декларанта. Тоже проблема на ровном месте. Что делать декларанту, когда по регламенту ГНИВЦ выдача ЭЦП составляет 1 месяц. А с чем ему работать, когда ЭЦП просрочена, её ведь сначала надо сдать в ГНИВЦ и лишь после пере выпуска получить, и только потом можно приступить к работе с новой ЭЦП. А если процесс таможенной очистки не прерывный, что делать и как быть?!

В заключение хотелось бы отметить следующее: чем больше Федеральная таможенная служба и Центральное таможенное правление тянут с переносом таможенных постов на современные высокопроизводительные СВХ (замечу, в рамках собственной же Концепции по оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов), тем меньше остается времени для интеграции таможенной инфраструктуры Московского региона в Таможенный Союз и мировое сообщество в преддверии вступления России в ВТО.

Елин В.А., кандидат технических наук, Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG).