16.03.11

Почему наша таможня "не любит" свежие овощи и фрукты?!

Елин В.А., Председатель Совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), кандидат технических наук.

Вступление

Чтобы наш стол был разнообразен, питателен и полезен, многие участники ВЭД совершают поистине подвиг на таможне! Конечно, они не бросаются на таможню своей грудью, как Александр Матросов на дзот. Но значительные затруднения и проблемы, при пересечении таможенной территории в пределах СВХ у участников ВЭД, появляются сплошь и рядом. Причем иногда, на ровном месте. Преодоление препятствий и проблем на таможне делается не только ради получения прибыли от бизнеса, но и для нашего с Вами блага. Свежие овощи и фрукты, а так же цитрусовые, удивительно полезны нашему организму в любом возрасте и в любое время года. По этой причине мы меньше болеем в период эпидемий, изжили цингу - болезнь ранних мореплавателей и авитаминоза. Борьба участников ВЭД на таможне происходит, в том числе, на благо здоровья Нации! За то, чтобы щелочно-кислотный баланс нашего с Вами организма был в порядке, надо поблагодарить всех операторов фруктово-овощного рынка и участников ВЭД.

Давайте теперь разберем по порядку, почему свежие овощи и фрукты или просто скоропорт "не любит" российская таможня. И где возникают проблемы при таможенном оформлении скоропорта в логистической цепочке от зарубежного поставщика до конечного российского потребителя?




Проблема № 1.

Свежие овощи и фрукты на дальние расстояния перевозятся при строго определенном температурном режиме в специально оборудованных рефрижераторах. А иногда, даже со специальными газовыми наполнителями, благодаря которым, свежие овощи и фрукты сохраняют свой аппетитный вид дольше всего. Возьмем, например, доставку скоропорта из Европы в автомобильных рефрижераторах, в частности, из крупнейшего Голландского порта Роттердама. При движении автомобильного рефрижератора, холодильник, поддерживающий определенный температурный режим в течение 3-4 дней, сушит воздух, обволакивающий живой продукт. За срок перемещения из места распределения в Роттердаме свежих овощей и фруктов до таможни, например, в Московской области, усушка может быть значительной. Она может составлять от 10% до15% от веса перевозимого товара. В этой связи, опытные европейские поставщики (продавцы) скоропорта добавляют в стандартный короб избыточный вес (на усушку при транспортировке). Что бы конечный получатель, например, в Москве получил в аккурат, свой заказанный вес и ассортимент. Для этого отправитель грузит, например, вместо 13 кг. в стандартный короб, кладет 13.2 кг. Кстати, в Европе не принято учитывать вес свежих овощей и фруктов при отпуске оптовикам, они учитывают их в первую очередь в коробах, а для справки, в килограммах. В стандартный 82 кубовый рефрижератор входит 32 европаллеты. На одной европаллете размещается, при средней загрузке, от 60 до 100 коробов со скоропортом. Вес загрузки каждого картонного ящика, в зависимости от ассортимента товара, колеблется от 2.5 кг. до 18.5 кг. В редких случаях в короб могут нагрузить за 20 кг. Вес стандартной загрузки в автомобильном рефрижераторе со свежими овощами и фруктами может составлять от 16-18 тонн. Для цитрусовых, перевозимый вес может составлять от 26 до 28 тонн на рефрижератор. В редких случаях перевозимый вес цитрусового скоропорта может доходить до 30 тонн в рефрижераторе. Но это уже целый рефрижераторный автопоезд в прицепными рефрижераторами.

В итоге перевес на один стандартный рефрижератор или еврофургон с овощно-фруктовым скоропортом может составить от 500 до 700 кг и более.




Проблема № 2.

Другая проблема - картонные коробки, то есть основная тара для перевозки свежих овощей и фруктов. Картонные коробки прекрасно втягивают влагу, а в этой связи у груза, двигающегося несколько дней к российскому потребителю, может появиться перевес, те же 100-200 гр. на короб. Обычно так получается, если рефрижератор не в порядке: имеется доступ воздуха извне, и вместо поддержания определенной температуры и подсушивания скоропорта, он создает конденсат, который моментально втягивается картонными коробами в себя, как губка. И когда такой рефрижератор прибывает для таможенного оформления на СВХ, то найти нарушение у импортера скоропрта не составляет труда. Обычно таможенники, увидев не порядок с рефрижераторной системой автомобиля, заставляют осуществить перевес всего скоропортящегося груза на точных электронных весах. Конечно же, в такой ситуации обычно выявляется перевес скоропорта, заложенный на усушку, вдобавок к перевесу, возникшему при нештатной работе самого рефрижератора, напитавшего картонные короба дополнительной не учтенной влагой. Результат обычно таков. Либо участник ВЭД должен заплатить штраф за нарушение таможенного оформления. Ведь у него перевес в импортном грузе, на вес которого должен начисляется таможенный сбор в виде таможенной пошлины и НДС. Либо приходится долго объясняться с таможенниками, почему всё так неудачно получилось. А время жизни скоропорта неумолимо сокращается. Есть и третий выход, плати и езжай.



Проблема № 3.

Еще одна проблема - КТС, то есть Контроль Таможенной Стоимости импортного товара! Система КТС ранжирована в килограммах, а не в коробах или кубометрах. Эта система КТС принята, исходя из идеальных условий точного отпуска товара в Европе, идеальных условий перевозки товара на большие расстояния, и идеальных условий преодоления скоропортящимся товаром наших пограничных рубежей в районах МАП (международных автомобильных переходов) без очередей и запинок! А особенно, перед Новогодними праздниками, когда огромное количество еврофургонов с западной стороны Российской границы выстраивается в многокилометровую очередь. Как Вы понимаете, жизнь наша далека от идеала! Итак, если вес в рефрижераторе превышен, а стоимость, указанная в инвойсе не учитывает этот перевес, но находится на грани таможенного риска, возникает проблема заниженной стоимости товара. То есть, если привезенный вес разделить на инвойсную стоимость, получается, что килограмм скоропорта будет стоить меньше разрешенного. Поэтому, законодательные органы Российской федерации не давно, внесли изменения в уголовный кодекс, исключив из него данное правонарушение с перевесом скоропорта, переведя его при этом в административное правонарушение. Данной проблемы можно было бы избежать на корню, приняв соответствующий Европейский технический регламент по перевозке свежих овощей и фруктов с учетом утряски и усушки.

А сколько нервов можно было бы сэкономить у наших доблестных участников ВЭД и дистрибьюторов скоропортящейся продукции!?




Проблема № 4.

Свежие овощи и фрукты, включая цитрусовые, привезенные из-за рубежа, являются товаром биржевым. А как мы хорошо знаем, всё, что торгуется на мировых биржах в сезон, имеет тенденцию, как к повышению цены, так и к её понижению. Из Европы товар на автомобилях со скоропортом в Московский регион обычно доезжает за 3-4 дня. В худшем случает за 5-6 дней. За этот период на бирже, торгующей свежими овощами и фруктами, может произойти, как скачек цены, так и её падение. Обычное явление в этом не легком бизнесе. Причем, падение оптовой цены по свежим овощам и фруктам может происходить в два и более раза. И вот представьте себе участника ВЭД на нашей границе, когда такое падение цены на бирже состоялось. У него на руках - инвойс по цене закупки товара за 1$ за 1 кг., а реальная цена биржи, на данный момент, 0.5 $ за 1 кг. Таможня требует от участника ВЭД таможенные пошлины от 5% до 10% за 1 кг. с доставленного веса через границу и ещё НДС в размере 18% с дорогой стоимости товара, то есть за 1$ за кг, вчерашнего дня. Прямо как в анекдоте про раков. Вчера были большие за 5 рублей, а сегодня маленькие за 3 рубля!!! Что делать?! На практике таможня обязывает участников ВЭД платить по цене, не менее чем установленная цена риска. То есть, по дорогой цене, за единицу веса ввезенного товара. Обычно, данная цена определяется соответствующим таможенным управлением на данный период или сезон.

Вместо заключения.

В данной статье не удалось охватить всех аспектов логистической цепочки поставок свежих овощей и фруктов на Российский рынок. Так как на цену товара в процессе его появления на прилавке, влияют дополнительные факторы, в частности, это стоимость доставки и страховки товара в пути движения. Цена импортного скоропорта так же зависит от размера партии приобретаемого товара у зарубежного поставщика. А так же от того, сделана ли предоплата за импортный товар. Либо данная поставка оформлена российским импортером, как товарный кредит, и оплата будет внесена после реализации скоропорта.
Но одно важно для многих наших граждан, особенно для малоимущего населения России. Что бы овощи и фрукты можно было купить по доступным ценам в магазинах и супермаркетах. Бюджетными у нас сегодня являются яблоки, груши, виноград, различная зелень. В Турции, например, овощи и фрукты продаются без НДС. Вот и нам бы зажить так, как у них в Турции без "овощного" НДСа! Цена бы сразу упала на скоропорт. По-видимому, в нашей стране переполненной дорогой нефтью и газом, такое решение вполне возможно!

Выводы:

1. Нашей Федеральной таможенной службе, наверное, необходимо изменить методику расчетов и начисления таможенных пошлин и НДС для категории товаров: свежие овощи и фрукты с учетом вышеизложенного.
2. ФТС РФ неплохо бы сделать более гибкую систему Контроля Таможенной Стоимости (КТС) для категории: свежие овощи, фрукты.
3. ФТС РФ было бы прогрессивно объединить систему мониторинга биржевых цен на свежие овощи, фрукты на российской таможне с возможностью коррекции в режиме реального времени таможенных рисков.
4. По-видимому, возможно увязать результаты торгов на международных биржах, с применением таможенных рисков и назначением таможенных пошлин, по скоропортящимся товарным позициям, в момент начисления таможенных пошлин при таможенном оформлении.

Пресс-служба SLG