24.05.11

Подальше от Москвы

Таможенное оформление переносится из столицы в другие субъекты Центрального федерального округа

В структуре Центрального таможенного управления (ЦТУ) происходят перемены. В начале этого года начала действовать Московская областная таможня, в которую влились Щелковская, Зеленоградская и Ногинская. Ожидается реорганизация и других таможен региона. Может ли это негативно повлиять на внешнеэкономическую деятельность? На этот и другие вопросы отвечает начальник ЦТУ Сергей Прусов.

- Сергей Николаевич, насколько безболезненно прошла реорганизация таможенных органов Москвы и Подмосковья для самой таможни и бизнеса? Удалось ли тем и другим перестроиться на марше?

- Мы провели очень большую работу в рамках реализации концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные регионы. Ее первый этап предусматривал постепенный вывод таможенного оформления из Москвы. Еще недавно в столице было четыре таможни, где велось таможенное оформление, осталась одна. Специализированная, занимающаяся "очисткой" международной почты, дипломатических и выставочных грузов, товаров, поступающих железнодорожным транспортом, и товаров для завода "Автофрамос". Таким образом, грузы под таможенным контролем автотранспортом в Москву практически не поступают.

В Подмосковье также было четыре таможни, осталась одна - Московская областная. В приграничных с Украиной регионах уже возведено четыре таможенно-логистических терминала (ТЛТ). Таким образом, мы дали импульс перемещению таможенного оформления из крупных городов в приграничные регионы. Конечно, сказать, что все участники ВЭД тут же перешли туда оформляться, нельзя. Поскольку схема доставки товаров в Москву складывалась десятилетиями, и здесь у грузовладельцев и офисы, и брокерская сеть. Хотя частично объемы оформления перешли в Смоленск, Курск, Брянск.

- Продолжится ли реорганизация таможенных органов ЦТУ и, в частности, региональных таможен?

- Безусловно. В середине апреля прошла встреча с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Он активно ищет пути, как решить в столице транспортную проблему. Один из возможных вариантов, на наш взгляд, -постепенное смещение таможенных подразделений, которые занимаются оформлением железнодорожных грузов (под таможенным контролем их в столицу приходит всего 8-10% от общего объема) за город. К Калуге, Туле, к границе.

Что же касается региональных таможен, то те, где нет пунктов пропуска и невелики объемы таможенного оформления, скорее всего, будем преобразовывать в таможенные посты с присоединением к более крупным таможням. Потому как в условиях современного общества содержать большой административный аппарат - неправильно. Особенно в свете Указа президента о сокращении количества госслужащих на 20%. Конечно, жаль терять кадровый потенциал, но другого выхода нет. Если в регионе начнут активно развиваться инвестиционные проекты и заработают промышленные предприятия, как это декларируют местные власти, мы со своей стороны сделаем все возможное по созданию благоприятных условий для участников ВЭД. В моральном плане, поверьте, создать таможню гораздо легче, чем ликвидировать.

- Как обстоят дела с возведением ТЛТ в приграничных регионах и реализуется ли здесь механизм ГЧП?

- Я уже говорил, что четыре ТЛТ уже действует, до конца года планируется создание на границе с Украиной еще пять. Когда приступали к этой работе, откликнулись и местная власть, и бизнес. Взять Белгород. Там под патронатом губернатора будут введены в строй в этом году три ТЛТ. Евгений Савченко проводит в регионе правильную политику, с привлечением местных инвесторов. Все очень цивилизованно: за конкретный регион должен отвечать конкретный человек.

Возвращаясь к теме развития ТЛТ - нагрузка на них потихоньку растет. Например, ТЛТ Троебортное (Александровский пост Брянской таможни): поначалу туда приходило 50 машин, сейчас - полторы тысячи. Если созданы все условия для комфортной работы, услуги недорогие, есть где брокеру устроить офис, надежная связь, почему же туда грузы не пойдут?

- С февраля в управлении начали действовать три Центра электронного декларирования. В чем их преимущество?

- За ЦЭД - будущее. Декларант, не выходя из офиса, имея доступ в сеть и ЭЦП, может подать ГТД, не являясь на пост лично. Получив документы, инспектор оценивает степень риска. Если необходима дополнительная информация по поставке, инспектор может запросить ее по электронной почте у декларанта, а машина тем временем уже едет к границе.

Если риск сработает, машина уйдет на склад, и будет произведен досмотр. Но если имеется полный пакет документов и поставка идет по прямому контракту, претензии у инспектора вряд ли возникнут, и товар выпускают.

Преимущества удаленного выпуска - в оперативности действий и отсутствии личного контакта декларанта с таможенным инспектором. И, что немаловажно, это позволяет участнику ВЭД существенно сократить логистические расходы.

Около 70% грузов мы сейчас оформляем в электронном виде. А 3-4 года назад и 10% не было. Практика показывает, что добросовестный бизнес хочет зарабатывать на объемах, а не на мелкой контрабанде или недостоверном декларировании. Им выгодно предоставить как можно больше информации, чтобы у инспектора не возникло вопросов и груз ушел сразу. Поэтому тем, кто подает электронную ГТД, больше веры, чем тем, кто тяготеет к бумажной декларации и личному контакту с инспектором.

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЭСКПОРТНЫХ ПОСТАВОК ИЗ РЕГИОНА ЦТУ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2011

Российская газета