01.03.12

"Брать деньгами - нет смысла"

«Брать деньгами - нет смысла. Сложность в том, как сделать так, чтобы, выполняя не самые приятные фискальные функции, остаться в глазах тех, у кого эти деньги изымаются, порядочными» - объясняет заместитель начальника Уральского таможенного управления - начальник службы федеральных таможенных доходов Алексей Александрович Яговитин скользкие моменты таможенной деятельности.

- Алексей Александрович, главная претензия, которую обычно предъявляют к таможне, это сроки прохождения таможенного контроля товаров и транспортных средств. На Ваш взгляд, меняется ли что-то в этом отношении в лучшую сторону?

- В лучшую сторону для кого?

- Для граждан, конечно.

- Безусловно, меняется. На мой взгляд, сроки для выпуска товаров таможенными органами на сегодня оптимально сжаты. Я имею в виду сроки таможенной очистки, которые предусмотрены действующим таможенным кодексом Таможенного союза. Для ввозимых товаров (т.е. тех, в отношении которых установлены таможенные пошлины) срок очистки - не более 2-х рабочих дней. Для вывозимых отваров (экспортируемых и в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины) - не более 4 часов.

- Вы хотите сказать, что все таможни Уральского округа укладываются в эти сроки?

- Не только укладываются, они осуществляют таможенную очистку за ещё меньшее время. У нас по УрФО те товары, для которых установлен 4-часовой предельный срок пропуска через таможенную границу, на практике проходят очистку за 50 минут. Ведь УрФО - округ ориентированный на экспорт товаров, а не на ввоз. Что касается 2-дневного срока очистки, то 96 % таможенных деклараций выпускается в эти сроки, а по 4-часовому - 98 %. Если говорить о возможных ехидных комментариях на этот счёт, то озвученные мной цифры взяты не с потолка. Конечно, могут быть исключения. Причём, как правило, объективно обусловленные: если для выпуска не хватает каких-либо документов, либо не внесены таможенные платежи. Соответственно таможенники по закону не могут допустить ввоз такого товара.

- С вступлением России в Таможенный союз таможенный контроль на границах с Казахстаном и Белоруссией отменили и... наступило раздолье для подделок - говоря по-вашему, контрафактной продукции. Насколько больше стало «липы», и что, как правило, подделывают?

- Да, остались только внешние границы таможенного союза. И это означает, что там, где раньше таможенники были, теперь их просто нет - физически некому обнаруживать этот самый контрафакт. Поэтому отследить его динамику (больше-меньше) стало очень проблематично. Мы теперь не контролируем товаропотоки между Россией и названными странами СНГ. Всё, что мы можем, это выявлять последствия - т.е. когда подделки уже реализуются у нас на внутреннем рынке. Выявляется это при контрольных рейдах - работники таможенных органов сами выходят на торговые точки. Получилось следующее: выявление поддельных товаров в торговых сетях не входит в компетенцию таможенных органов. А выявлять подделку (как было раньше) при таможенном оформлении тоже нет возможности - ввиду упразднения таможенных границ и, соответственно, необходимости таможенного контроля.

- Получается, теперь для выхода с проверкой на предмет выявления контрафакта, вы должны дождаться, когда к вам поступит чья-то жалоба или сигнал из полиции: надо проверить такие-то населённые пункты, нет ли там ввезённого «палева», так?

- Не совсем. Мы выходим с проверками раз в 50 чаще, чем к нам жалуются. Да и вообще нет сейчас смысла везти готовый контрафакт откуда-то. При желании его всегда можно на месте сделать, а ввезти только «липовые» ярлыки - организовать, допустим, швейное производство и маркировать изделия товарными знаками известных брендов. Мы заинтересованы в выявлении контрафактных товаров именно в количественном выражении - это один из показателей эффективности деятельности таможенных органов по данному направлению. Назову такую цифру: в 2012 г. таможенниками УрФО было выявлено 160 тыс. единиц контрафактной продукции.

- Это много или мало?

- Это довольно много. В прошлом году этот показатель был 140 тыс. единиц. Но при этом у нас был контроль (возможность контроля) на границе с Казахстаном - довольно много «липы» выявлялось именно на казахской границе.

- Значит ли это, что большую часть контрафактного товара нам поставляет эта дружественная республика, т.е. страна?

- Не хочется обижать соседей, но, увы, «помогали» нам с контрафактной статистикой, как правило, регионы так называемого «китайского направления». Основной поток «липы» идёт оттуда. За прошлый год, могу сказать, с казахской границы это был, прежде всего, алкоголь - «Кристалл», «Пшеничная», «Парламент»; спортивная одежда и обувь известных брендов «Adidas», «Nike», «Puma». Подделывают также детские игрушки - модельки автомобилей, инерционные машинки и т.п., а также игрушки с мелодиями наших популярных песен. Причём нарушителями, как правило, являются организации, осуществляющие разовое оформление товаров и граждане, которые провозят контрафакт через тот же аэропорт «Кольцово». (Что до постоянных участников ВЭД, то они усилиями таможен уже, так сказать, введены в правовое поле - знают, что им будет за ввоз подделки и потому через Урал её уже не возят). Свежий пример: не так давно в «Кольцово» был задержан гражданин, пытавшийся провезти довольно крупную партию ярлыков для одежды фирмы «Adidas» - более 60 тыс. штук.

- Кто теперь помогает таможенникам выявлять подделки? Ведь подразделения полиции, которые раньше занимались этим, теперь реорганизованы.

- Да, ситуация сложилась несколько проблемная. Сами мы, как я уже говорил, не можем выявлять подделки в торговых сетях - это вне компетенции таможни. Суть в том, что подразделения полиции, которые ранее этим занимались, теперь несколько поменяли статус, и их численно стало значительно меньше. Сами же специалисты этих отделов (полиции), которые нам помогали, никуда не делись. Но пока полномочия их пока чётко не определены, нам, строго говоря, помогать никто не обязан.

- Правда ли, что таможенники стали чаще применять штрафные санкции - чтобы выполнить план по вливаниям в бюджет?

- У нас несколько увеличилось количество привлечений к административной ответственности - в связи с тем, что товарная контрабанда перестала быть уголовно наказуемой. Теперь это административный проступок. А при административной ответственности штраф - самая популярная мера наказания. Однако всплеска привлечений за нарушения в сфере таможенного дела (глава 16 КоАП РФ) в УрФО нет. Что до плана по сборам в бюджет, да ёще конкретно по штрафам, то у нас такого плана нет, уверяю вас.

- Вы упомянули про отмену ст. 188 УК РФ (Товарная контрабанда). Как сказывается это на практике? Какими вам видятся перспективы такой декриминализации законодательства?

- На сегодня наработанной практики ещё нет - прошло только 2 месяца, как отменили эту статью Уголовного кодекса. По предыдущему опыту применения этой статьи могу сказать, что «посадок» по ней и не было. Контрабандистов наказывали теми же штрафами. Один из последних примеров по Челябинской таможне (области): гражданка перемещала партию контрабандного металлопроката на общую стоимость 15 млн. руб. За что суд приговорил её к штрафу (ещё по ст. 188 УК РФ) в 130 тыс. руб. Сегодня же те статьи Кодекса об административной ответственности, которые заменили ст. 188 УК РФ, предусматривают штрафы от половины и более общей стоимости контрабандного товара. Так что поводов для пессимизма по поводу декриминализации законодательства в данном конкретном случае пока нет.

- Как на таможнях УрФО работает декларирование через Интернет - насколько это оперативно в действительности?

- Что до оперативности, то те сроки прохождения таможенного контроля, которые я озвучил в начале разговора, - от 2-х дней до 4-х часов осуществляются в том числе и за счёт возможностей электронного декларирования. Если это декларация на вывоз товаров (когда не надо уплачивать пошлину), то на её прохождение уходит даже не 4 часа, а 40-60 минут. Время таможенной «очистки» зависит от сложности декларации - чем сложнее декларация (чем больше товаров включено, разные категории товаров), тем больше на неё тратится времени. В настоящее время декларации заполняются на ПК специалистов (декларантов) участников ВЭД в специальной программе и направляются через Интернет в таможенный пост.

- Какой процент таможенных деклараций подаётся сейчас в электронном виде?

- На начало 2010 г., когда только вводили электронное декларирование, в электронном виде подавалось 9-10 % деклараций от их общего числа. Сейчас (январь-февраль 2012 г.) из всех подаваемых деклараций 90 % подаётся через интернет.

- Плюсы электронного декларирования очевидны. В чем вы видите основные сложности в этом вопросе?

- При подаче декларации с участника ВЭД часто требуют документы (их может быть немало), которые выдаются не таможенными органами - Россельхознадзором, ветнадзором и др. На сегодня нет единой базы таких документов. Её наличие позволило бы при пропуске товара через таможню соблюсти все заперты и ограничения без ущерба для участников ВЭД - в части сроков прохождения таможенного контроля. Претензии, которые возникают у граждан и организаций, в основном касаются, как раз этого момента.

- Что мешает уже сейчас эту единую базу создать?

- Соответствующее решение «сверху» - этот вопрос находится в компетенции даже не ФТС России, а Правительства РФ. Без него эту проблему по определению решить невозможно. Не может УрФО создать свою базу разрешительных документов. Она должна быть единая и обязательная для всех субъектов РФ.

- Как вы оцениваете такую инициативу: составить полный реестр необходимых документов для прохождения таможенной очистки и разместить во всех пунктах, где груз подлежит контролю. Сделать это: а) необходимо, б) целесообразно, в) не нужно, т.к. эта инициатива вредная?

- С моей точки зрения, это нецелесообразно. Объясню почему. Возможность появления такого исчерпывающего перечня документов, необходимых для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости, обсуждалась ещё в 2010 году - при разработке проекта Порядка декларирования таможенной стоимости. Да, такой список документов будет способствовать прозрачности требований таможенных органов к участникам ВЭД и способен предотвратить злоупотребления со стороны отдельных должностных лиц. Но: почти каждая более-менее крупная внешнеторговая сделка уникальна. Следовательно, комплект документов к каждой сделке тоже свой, особенный. Подогнать существующее многообразие сделок под какой-то стандарт нереально. К тому же наличие такого перечня, о котором мечтают граждане, облегчило бы жизнь не только им, но и недобросовестным участникам товарооборота. Не говоря про дополнительную формализацию процесса совершения таможенных операций, к которой неизбежно привело бы наличие такого чудо-перечня.

- Есть мнения, что таможенники - чуть ли не самые коррумпированные чиновники. Что бы вы ответили на это?

- Отвечу, что это мнение ошибочное, оно не соответствуют истинному положению дел. В последнее в СМИ время стало модным публиковать различные «рейтинги коррупции». Так вот, ни по одному из них таможенные органы не входят даже в первую десятку. Как правило, лидируют в данных антирейтингах органы МВД и суды. Нелестная же репутация таможенников обусловлена тем, что мы выполняем фискальные функции. То есть нам надо умудриться взять у участников ВЭД их деньги, и при этом остаться в глазах общественности приличными. Понятно, никто не любит, когда его деньги изымаются. Если говорить о коррупции, то для успешной борьбы с ней - с теми же взятками, достаточно убрать поводы, чтобы инспектор таможни мог взятку взять.

- Можете привести пример такого исключения поводов?

- Электронное декларирование. Оно исключает саму возможность личного контакта таможенника и участника товарных отношений. Другой важный момент для устранения почвы для коррупции - надо исключить возможности двоякого толкования законодательства. Например, транспортному средству с одним объёмом двигателя положен один размер госпошлины, ТС с меньшим объёмом - меньший размер пошлины. И никаких плюс-минус - принцип именно такой.

- По-вашему это реально осуществимо?

- Вполне.

- Насколько популярен такой инструмент борьбы с коррупцией, как телефон «доверия»? Как часто звонят и на что обычно жалуются?

- Телефон «доверия» у нас не раскалился, если вы на это намекаете. Количественно это порядка десятка с небольшим жалоб в год. Участники товарных отношений жалуются на неправомерные, с их точки зрения, действия таможенников - например, при определении таможенной стоимости, присвоении того или иного классификационного кода товару и т.п. Причём, зачастую, указанные «факты» не находят своего подтверждения. Чаще же на телефон «доверия» звонят, чтобы проконсультироваться по вопросам таможенного оформления. На мой взгляд, эффективность телефона «доверия» должна выражаться не столько в количестве наказанных таможенников, сколько в количестве участников ВЭД, получивших от нас помощь.

- Меня интересует, сообщают ли по телефону именно о фактах коррупции - о должностных преступлениях? Что вот, например, имярек отдела таможенного контроля взятки берёт. Вообще, не кажется ли вам, что такой способ «борьбы с коррупцией» больше развращает граждан - поощряет стукачество, как при Сталине?

- Не думаю. Про звонки, которые вы имеете в виду, мне лично не известно. Не было ещё ни разу такого, чтобы некто позвонил, настучал, как вы говорите, на кого-то и по его звонку служащего сразу взяли и уволили, или привлекли к суду. По каждому обращению проводится проверка. У нас, как и в полиции и в др. госструктурах ведётся работа по противодействию коррупции. Те уголовные дела, которые заводились на таможенников по нашему Уральском округу (их, кстати, немного: в 2011 г. в отношении должностных лиц было возбуждено 11 уголовных дел - начиная от замначальника таможни до рядовых инспекторов) были возбуждены по разработкам нашей службы собственной безопасности.

- Что это за дела - по каким преступлениям?

- По разным. За получение взяток (не миллионных, кстати), за вымогательство (на Челябинской таможне привлекли замначальника по правоохранительной деятельности). Есть и почти курьёзные случаи. Например, служащий Нижне-Тагильской таможни совершил должностное преступление, не имея корыстного мотива. Он возбуждал административные дела при отсутствии оснований для этого, и тут же закрывал их. И всё ради того, чтобы улучшить показатели раскрываемости правонарушений и попасть на доску почёта. Подобный пример, надо сказать, не единичен.

Беседовала Анна БАРАНОВА

"ВЕДОМОСТИ Урал"