14.11.12

«Брестская таможня работает на Россию…»

В хорошем смысле слова

Они проехали на автобусе тысячу километров по маршруту Москва – Смоленск – Минск – Брест, чтобы рассмотреть проблемы таможенного регулирования, пограничного контроля и всего, что касается межрегионального сотрудничества. Представители Евразийской экономической комиссии, парламентов Беларуси, России и Казахстана провели в Бресте 9 ноября выездное заседание на тему «Таможенный союз: практическое измерение».

Инициатором мероприятия стал Совет Федерации – верхняя палата российского парламента. Возглавил поездку заместитель председателя комитета по международным делам СФ Валерий Шнякин.

Перед тем как собраться за круглым столом, гости ознакомились с работой пункта таможенного оформления «Козловичи».

– Впечатления остались самые хорошие, хотя не обошлось без замечаний, – поделился с журналистами Валерий Шнякин. – К нам даже подходили водители и говорили о своих проблемах. Наша цель – устранить недостатки организационного плана, а если нужно будет, то и законодательного.

Как оказалось, необходимо совершенствовать процедуру электронного декларирования, а особенно – удаленного таможенного оформления, чтобы фуры пролетали границу с ветерком, а не стояли в бесконечных очередях.

Председатель совета директоров ОАО «Совтрансавто-Москва» Алексей Двойных знает, о чем говорит. Он предложил ввести так называемый институт резидентства – с той целью, чтобы в странах Таможенного союза свои представители могли оперативно и в полной мере решать острые вопросы.

Зампредседателя облисполкома Леонид Цуприк заверил присутствующих, что «наша позиция неизменно направлена на расширение дружественных контактов с регионами России и Казахстана…», а также напомнил, что значительная часть сухопутного экспорта проходит через брестский регион.

Приводим наиболее интересные моменты мероприятия.

Зампредседателя комитета по международным делам Совета Федерации Федерального собрания РФ Валерий Шнякин:

– Наше мероприятие называется международным, или межведомственным, поскольку представлены все ведомства, которые несут ответственность за обстановку на пространстве Таможенного союза, границах. На основе увиденного и высказанных мнений сделаем аналитическую записку для парламентариев разных стран, чтобы те вышли на исполнительную власть с целью разрешения имеющихся проблем. Кроме вышесказанного, должны быть унифицированы, гармонизированы наши информационные системы. Но чтобы все это сделать, потребуются финансы.

Начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин:

– Каждый раз, бывая на «Козловичах», завидую брестчанам. Потому что пункта таможенного оформления подобной мощности на российской границе нет. И очень рад за белорусских коллег, что у них есть возможность работать в таких условиях, обеспечивать контроль на границе Таможенного союза. По большому счету на белорусском направлении проблем у нас нет. Есть вопросы, которые решаются. Необходимо повышать степень информационной интеграции. К сожалению, не все процессы еще автоматизированы на должном уровне. То, что сделано, нас устраивает, но нет предела совершенству. Бизнес просит открыть единый таможенный портал, через который можно будет общаться со всеми службами.

…Беларусь является устойчивым партнером с точки зрения автомобильных потоков. И сегодня мы увидели, что большая часть товаров, которые пересекают пункты пропуска Брестской области, идут прежде всего в Россию. Уже сейчас примерно треть товаров, ввозимых автомобильным транспортом в РФ, идут через Брест, Беларусь, и, скорее всего, эта цифра будет увеличиваться, учитывая хорошее качество дорог и развитие современной инфраструктуры пунктов пропуска.

Начальник Брестской таможни Леонид Досов:

– Я хочу сказать, что Брестский регион и Брестская таможня – стратегические для Таможенного союза. Поэтому на сегодняшний день Брестская таможня работает на Российскую Федерацию в хорошем смысле слова. И то, что сегодня руководители самого высокого уровня посмотрели нашу работу и дали ей высокую оценку, это дорогого стоит.

Мы сегодня не стоим на месте ни по инфраструктуре, ни по технологиям. Ну а вопросы таможенного контроля, быстрого оформления товаров и транспортных средств актуальны всегда. Поэтому будем работать так, чтобы решать задачу ускорения прохождения и товаров, и транспортных средств, и одновременно чтобы это не было упрощением с точки зрения безопасности, незаконного перемещения грузов. Мы ни в коем случае не должны здесь «упроститься» и любой ценой наращивать показатели – все больше, больше и больше…

С точки зрения оптимизации работы, в моем понимании, возможна большая материальная составляющая непосредственно от структур Союзного государства и Таможенного союза. Круглый стол – прежде всего обмен мнениями, выработка общих позиций и подходов. Предложения будут переданы компетентным органам, которые осуществляют дальнейшую проработку этих вопросов, в том числе, при необходимости, – финансирования. Я думаю, подобные встречи будут продолжаться и пойдут только на пользу странам Таможенного союза.

Виртуальный Брест