28.05.07

Бревно под маркой

Таможенники предложили свой путь решения проблемы незаконного экспорта древесины

Индивидуальная маркировка может появиться на экспортируемых бревнах. В будущем каждый ствол еще на лесосеке должен маркироваться штрих-кодом, а данные - заноситься в общероссийскую базу. Предполагается, что столь строгий контроль за каждым бревном перекроет пути незаконного экспорта древесины из страны.

О том, как будет усилен таможенный контроль за экспортом "зеленого золота", шла вчера речь на совещании в Томске, куда в полном составе на выездное заседание коллегии ФТС прибыло высшее таможенное начальство страны.

Порядок наводить нужно было давно, а сегодня цена этого вопроса возрастает на глазах. Уже с 1 июля экспортные пошлины на необработанную древесину возрастут до 20 процентов от цены поставки, а через три года достигнут 80 процентов. Так или иначе, понятно, что желание обойти таможенные барьеры в связи у тех, кто занимается незаконной порубкой и нелегальным вывозом леса, только возрастет. Одной из схем противодействия нелегальному экспорту как раз и может стать маркирование заготовленных бревен. Такой опыт уже несколько лет апробируется в некоторых сибирских лесхозах. Выездная коллегия ФТС в Томске признала его успешным и достойным тиражирования во всероссийском масштабе.

Эксперимент по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета проводился в Иркутской таможне. Если у экспортера есть такая система, то он может рассчитывать на упрощенный порядок декларирования.

Технология электронного учета предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объем, сортность и прочие характеристики бревна.

Способна ли такая "акцизная марка" всесторонне решить проблемы незаконного лесного экспорта? Стоимость самой индивидуальной пластиковой "бирки", которую надо прикрепить к каждому бревну, составляет примерно пять рублей. На деле цена вопроса больше. Надо потратиться не только на бирки, но и на аппаратуру, содержание самой информационной системы. Их изготовление должно быть централизованным и унифицированным. На таможенных постах каждое бревно придется сканировать и опять же приобретать, устанавливать и обслуживать дорогостоящую аппаратуру. При этом если стоит задача сократить экспорт круглого леса, то стоит ли эта игра свеч?

Впрочем, согласно официальной справке ведомства, проводимый эксперимент дал положительные результаты: повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 до 85 кубометров. Как следствие, средний платеж с одного транспортного средства вырос за год с 356 до 415 долларов США.

Мнения самих лесоэкспортеров на коллегии не прозвучало, однако известно, что в иркутском эксперименте приняли участие лишь 9,8 процента от общего количества участников внешнеэкономической деятельности.

В самой ФТС признают другую проблему. Как отметил глава ФТС Андрей Бельянинов, в законодательстве пока даже нет нормативных актов по определению количественных характеристик экспортируемых "круглых" материалов. А значит, в работе таможенников и других правоохранительных органов появляется "субъективизм". Действительно, куда же ему деться, если объем определяется в самом буквальном смысле "на глазок", с помощью обычной "рулетки" и арифметических вычислений.

В частности, признался глава ФТС: "Мы не можем проверять железнодорожные вагоны, которые не соответствуют стандартам. Лес грузят в закрытые вагоны. Получается, мы должны проверять лес, полностью его выгружая? Есть требования, чтобы лес перевозился на полуплатформах или открытых платформах. Дефицит подвижного состава у железнодорожников не может не сказаться на качестве таможенного контроля".

Анатолий Буров, Томск

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4374 от 26 мая 2007 г.