19.01.06

Брок-н-ролл

На вопрос, доверять оформление груза на таможне брокеру или делать это самостоятельно, трудно ответить однозначно. Слишком много нюансов. Попробуем разобраться, в каких случаях имеет смысл обращаться к аутсорсингу, а когда проще завести своих специалистов.

Согласно российскому законодательству, декларантом на таможне может выступать как сама организация, перемещающая товары, так и таможенный брокер. От имени организации выполнять операции по таможенному оформлению может ее представитель, то есть работник, имеющий соответствующую доверенность, подписанную руководителем и главным бухгалтером. Имейте в виду: представитель декларанта не обязан сдавать экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Таможенный брокер это юридическое лицо, занимающееся таможенным оформлением товаров и транспортных средств своих клиентов. Такая организация должна быть включена в Реестр таможенных брокеров и иметь в штате не менее двух аттестованных специалистов по таможенному оформлению (аттестация проводится Федеральной таможенной службой). Кроме того, брокер должен обеспечить уплату таможенных платежей в размере 50 миллионов рублей и заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей. Всё это условия включения в Реестр таможенных брокеров.

Взаимоотношения брокера с клиентом строятся на основе нотариально удостоверенного договора. Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению груза и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. Специалист по таможенному оформлению действует от имени брокера, а сведения и о брокере, и о его представителе указываются в грузовой таможенной декларации ГТД.

А может, сами?

Именно этот вопрос задают себе организации участники ВЭД, решая вопрос обращения к таможенному брокеру. С одной стороны, за услуги брокера нужно платить, и немало. С другой, есть ли шанс справиться с растаможкой своими силами?

Человеку, который впервые будет заполнять ГТД, сделать это нелегко. При оформлении декларации применяются различные классификаторы, содержащие специальные цифровые коды, которые используются для унификации заявляемых в ГТД сведений, их стандартизации и пригодности для электронной обработки. Все это нужно знать. Также довольно сложно разобраться в определении таможенной стоимости товаров и рассчитать суммы платежей. Затратно покупать специальное программное обеспечение. Разумеется, фирме, у которой, например, одна импортная поставка в квартал, не имеет смысла вникать во все эти проблемы, покупать программы. Гораздо проще обратиться к брокеру, уверен Евгений Гринченков (Транспортно-Экспедиционная Компания ТрансКарго Сервис ).

Согласен с этим и Кирилл Григорьев, создатель информационного портала для участников ВЭД:

Зачастую предприятия, по тем или иным причинам не имеющие опыта и квалифицированного персонала в сфере ВЭД (например, те, для кого внешнеэкономическая деятельность не относится к числу основных), пытаясь самостоятельно растаможить груз, не могут правильно собрать и оформить все документы. При этом, как правило, товар уже прибыл на территорию России и, грозя своему владельцу нешуточными убытками, пылится на CВХ. Результат непредвиденные расходы, задержки с исполнением контрактных обязательств, натянутые отношения с контрагентами и т. д., и т. п. Но ведь результат этот достигнут не зловредностью таможни, а безграмотностью самого участника ВЭД! Поэтому для улучшения работы таможни недостаточно принять хорошие законы, нужно еще довести их содержание как до сотрудников таможни, так и до участников ВЭД. И если в первом случае эта задача должна решаться государством, то во втором получение информации и воспитание грамотных специалистов частное дело каждой фирмы, занимающейся импортом или экспортом.

Евгений Гринченков отмечает: во многих фирмах растаможкой занимаются люди, не имеющие специального образования и необходимых знаний. До поры до времени, пока все идет нормально, организация довольна, что экономит на услугах брокера. Но при возникновении нестандартной ситуации такой специалист , не зная законодательства или каких то моментов и нюансов, просто не сможет быстро ее решить. А это лишние часы хранения груза, значит и лишние денежные затраты.

Но есть и другая позиция. Вот что рассказал в беседе с Бизнес журналом таможенный декларант одной из крупных компаний импортеров: Наша организация сама проводит таможенное оформление грузов. Это удобнее по ряду причин. Во первых, выгоднее, ведь каждая коммерческая компания настроена минимизировать расходы, а пользование услугами брокеров при таможенном оформлении приводит к дополнительным расходам. Во вторых, по моему мнению, при самостоятельном оформлении мы можем оперативнее реагировать на изменения обстановки или нестандартные ситуации на таможне, так как контроль за растаможкой осуществляется первым лицом самой компанией, а не посредниками .

Истина, как всегда, где то посередине. Крупные компании импортеры вполне могут позволить себе содержать штат квалифицированных специалистов, занимающихся таможенным оформлением ничуть не хуже посредников. И, действительно, вряд ли нужен собственный таможенный декларант фирме, которая оформляет одну партию товара в полгода. В такой ситуации проще обратиться к брокеру. Но не рискует ли компания, прибегая к помощи посредника, нарваться совсем не на такого профессионала, каким он представляет себя в рекламе?

Брокеры: белые, серые, черные

Самые низкие цены на услуги, естественно, у черных таможенных брокеров. Демпингуют они оттого, что не несут практически никаких затрат: они не включены в Реестр таможенных брокеров, у них нет обеспечения уплаты таможенных платежей, их деятельность не застрахована. Эти лица просто имеют так называемые неформальные связи среди таможенных чиновников. Начиная работать с черным брокером, предприниматель действует, как говорится, на свой страх и риск.

Тем не менее многие компании привлекает не только низкая стоимость услуг, но и обещание брокера оказать некие дополнительные услуги, например помочь снизить таможенные платежи. Что же он может порекомендовать? Наиболее распространены следующие способы уменьшить платежи: занижение веса, количества и реальной стоимости товаров, заведомо неправильное определение кода товара и указание неверных данных о его происхождении, создание фирм однодневок под поддельные контракты.

А в самом деле, почему бы такому брокеру не давать советы, пусть и незаконные? Ведь он не несет никакой ответственности, в отличие от дорогого белого коллеги. И если белый брокер проводит таможенное декларирование товара от своего имени, то черный действует от имени клиента. При малейших проблемах такой посредник способен раствориться в тумане , а компании придется расхлебывать заваренную брокером кашу. И хорошо, если дело кончится привлечением к административной ответственности по статье 16.2 КоАП РФ, по которой, по оценкам Виктора Варгина, заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО Прио-Аудит , чаще всего наказывают участников ВЭД. Ведь, в принципе, желающих сэкономить могут привлечь к ответственности и по УК РФ.

Предпочитаю обращаться к услугам профессиональных брокеров. Ни для кого не секрет, что указы и инструкции, как будто, одинаковы для всех, а трактуют их на каждом таможенном посту по разному, закрывая то левый, то правый глаз и толкая тем самым компании на взятки. Даже если захочешь самолично пройти всю мороку таможенных процедур, помыкаешься при такой системе и отправишься все равно к брокеру. А таможенный брокер звено той же цепи, то есть узаконенная взятка таможенникам. Вы думаете, почему у них все так быстро? говорит руководитель подмосковной компании импортера. Нет, никаких черных брокеров не нанимаем. Повторю еще раз: работаем только с профессионалами, включенными в Реестр таможенных брокеров. Уж если платить, то хоть за какие то гарантии.

Согласно законодательству, при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал груз через таможенную границу РФ. Таким образом, посредник отвечает за правильность определения таможенной стоимости, достоверность документов и сведений, используемых для этого, за расчет таможенных платежей. Иногда брокеры не брезгуют, кроме основных функций, и кое какими не совсем законными действиями. Это так называемые серые брокеры, к которым, по мнению экспертов, можно отнести большинство посредников. В общем, даже при обращении к брокеру, импортерам расслабляться нельзя.

Уловки посредников

Полезно быть в курсе махинаций, которыми не гнушаются не только черные , но и белые брокеры. При заключении договора нужно внимательно изучить свидетельство посредника о включении в Реестр таможенных брокеров. По закону, таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности, например, определенными категориями товаров в соответствии с ТН ВЭД, видами транспорта или регионом. Эти ограничения должны быть указаны в свидетельстве. И если брокер собирается заниматься тем, что там не прописано, добиваться от него компенсации в случае чего придется лишь в суде. Ведь осуществлять деятельность за пределами ограничений брокерам запрещено.

Компаниям, которые платят брокеру за каждую оформленную ГТД, необходимо обратить внимание на следующее. Нередко в таких ситуациях недобросовестные брокеры, стремясь заработать, заполняют несколько деклараций на один и тот же груз. Между тем, на груз от одного отправителя в адрес одного получателя, отправленного по одному контракту, можно заполнять только одну ГТД с любым количеством дополнительных листов.

Еще одна брокерская уловка для рассеянных клиентов. Под видом договора о выполнении посреднических услуг организации, как ни в чем не бывало, подсовывается на подпись договор об оказании консультационных услуг. Между тем, таможенное законодательство не регулирует предоставление подобных услуг. В спорной ситуации доказать свою правоту с таким договором будет очень и очень непросто.

Будни начинающего участника ВЭД полны приключений и открытий. Впрочем, эта наука не так уж и сложна, что мы и постарались показать в теме этого номера!

"Бизнес-журнал" 24