29.10.08

Брянская таможня: проблемы и перспективы

28 октября Губернатор Брянской области Н.В. Денин принял участие в заседании межведомственной рабочей группы при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по вопросам оптимизации мест нахождения таможенных органов в ЦФО.

Выступая на заседании, Николай Денин отметил важность расположения таможенных органов на территории региона и рассказал о приграничные преимуществах Брянщины. В структуру Брянской таможни входит 11 таможенных постов, четыре из которых расположены на российско-украинском и два — на российско-белорусском участках границы. В сфере деятельности Брянской таможни находится также воздушный пункт пропуска «Брянск». Пассажиропоток и суммы перечислений Брянской таможни в федеральный бюджет постоянно растут. Только с начала года перечислено более 10 миллиардов рублей, что на 10,5% выше планового задания. Внешнеторговый оборот за девять месяцев этого года превысил два с половиной миллиарда долларов США.

Вместе с тем в работе таможни существует ряд проблем. Губернатор сказал об увеличении числа попыток контрабанды наркотических средств, нарушений границы с целью незаконной миграции, контрабанды товаров и грузов.

Шла речь и об обустройстве упрощенных пунктов пропуска. Их должно быть 8, но пока оборудован только один — в районе российской станции Зерново и украинского местечка Середина Буда.

И если с украинской стороны было проведено основательное обустройство, то с российской стороны долгое время работы не проводились. В последний момент за счет средств и ресурсов региона на значительной площади был уложен асфальт, подведено электричество, установлены специальные будки для дежурства пограничников. А ведь это федеральные полномочия.

Обращения администрации области в адрес Федеральной таможенной службы, Центрального таможенного управления и Федерального агентства по обустройству государственной границы пока не дали результата.

Обозначил Губернатор и проблему расположения таможенных органов в непосредственной близости к крупным участникам внешнеэкономической деятельности и, прежде всего, к промышленным предприятиям, крупным складам и торговым сетям.

На Брянщине с момента функционирования таможни подавляющее большинство первоначально выбранных мест таможенного оформления товаров и транспортных средств подтверждают правильность принятых решений. Но в то же время в силу изменений в товарных потоках, в вопросах расположения таможенных органов возник определенный дисбаланс.

Остановился Губернатор и на кадровой проблеме. Брянская таможня в последнее время живет в условиях кадровых потрясений. За последние четыре года сменилось четыре начальника таможни. А кандидатуры руководителей таможни никак не согласуются с руководством области.

Перестановки оборачиваются значительными управленческими издержками. Вызывает вопросы и перенос таможенных постов. Например, в конце прошлого года, на основании предложений Брянской таможни Клинцовский таможенный пост был ликвидирован, таможенное оформление перенесено в Новозыбков. Крупных предприятий и участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных на территории Новозыбкова и Новозыбковского района, практически нет, в то время, как в Клинцах и Унече расположен целый ряд крупных предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Это автокрановый завод, завод поршневых колец, кожевенное объединение, радиозавод, ряд крупных торговых предприятий и многие другие. Безусловно, вопросы загрузки таможенного поста важны, но не могут же они превалировать над интересами производства. В конечном итоге, в целях регулировки загрузки таможенных подразделений, можно произвести перераспределение товарных потоков.

Губернатор также привел пример оформления на территории области лесоматериалов. По приказам ФТС России местом таможенного оформления необработанных лесоматериалов в области был определен Суземский таможенный пост, который расположен в 160 км от города Брянска, где традиционно проходило таможенное оформление и большинство участников внешне-экономической деятельности это устраивало. Теперь предприятиям Клетнянского района, расположенным с другой стороны области, необходимо следовать до места оформления около 300 км, а в некоторых случаях возвращаться назад и следовать установленным оптимальным маршрутом. Разве это внимательное отношение к участникам внешне-экономической деятельности?

Подобные проблемы возникают в связи с тем, что таможенные органы вырабатывают решения о местах таможенного оформления или местах расположения таможенных структур без какого либо согласования или совета со стороны субъекта федерации. Также без согласования принимается решение о переносе расположенной в километре от Монумента Дружбы, где проходит праздник «Славянское единство», таможни «Новые Юрковичи» на новую площадку, прямо под Монумент Дружбы.

По мнению Николая Денина, эффективной регулировки товарных потоков через пограничные посты нет. Международные пункты пропуска таможенных постов «Севский», «Погарский», «Климовский» на ряду с товарами третьих стран осуществляют пропуск значительного количества товаров, следующих из Украины, в то время, как межгосударственный пункт пропуска Стародубского таможенного поста в значительной степени не догружен. Возникает вопрос, почему таможня не регулирует пропуск товарных потоков в сложившейся ситуации?

Еще одна проблема — за исключением поста «Троебортное», все пункты пропуска оборудованы по временной схеме, что не в полной мере соответствует типовым техническим требованиям, предъявляемым к международным пунктам пропуска. Нужно создавать современные, типовые погранично-таможенные комплексы.

Николай Денин отметил, что устранение проблем позволит не только оптимизировать размещение таможенных органов в нашем регионе, но и будет способствовать повышению эффективности таможенного пространства.

В качестве одного из направлений проекта Концепции таможенного оформления и контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе России, определено развитие логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах приграничных субъектов. Для реализации Концепции необходимо создать сеть терминалов вблизи пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года как раз предполагает создание в регионе транспортно-логистического комплекса. В связи с этим планируется построить в Брянске крупные комплексы по обслуживанию транзитных потоков с функциями таможенного терминала. Это позволит ускорить растаможку грузов с последующей отправкой их потребителям в регионы России.

Это будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций, организации новых рабочих мест и устойчивому социально-экономическому развитию всего региона.

Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Юрьевич Бельянинов отметил, что все предложения и критические замечания Губернатора будут взяты на контроль, внимательно рассмотрены и в ближайшее время разрешены.

Администрация Брянской области; 28.10.2008