08.07.05

Будущее за рефконтейнерами?

Одна из последних тенденций, характерных для рынка перевозок скоропортящихся грузов - увеличение доли автотранспорта. Автомобилисты укрепляют свои позиции за счет более гибкой тарифной политики и скорости доставки - факторов, играющих определяющую роль в перевозках скоропорта. На железных дорогах России в первом полугодии 2005 года объемы перевозок скоропорта выросли (на 6%), хотя в 2004-м наблюдалось их пятипроцентное снижение. Основными регионами зарождения грузопотоков по прежнему остаются зоны обслуживания Октябрьской, Калининградской, Северной, Северо Кавказской и Дальневосточной железных дорог, дающие около 70% погрузки. Основные магистрали выгрузки - Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно Уральская, Западно Сибирская, Красноярская и Восточно Сибирская. Участники железнодорожного рынка с нетерпением ждут знакового события в области перевозок грузов изотермическим подвижным составом - создания дочернего общества ОАО "РЖД" на базе "Рефсервиса".
В преддверии этих перемен, которые запланированы на конец 2005 года, многие частные компании не торопятся реализовывать планы перспективного развития, предпочитая произвести рекогносцировку на рынке уже после того, как ситуация на нем станет более понятной. Необходимо отметить, что в последние годы доля перевозок скоропорта в частном изотермическом подвижном составе (ИПС) увеличилась на 19%, а в "Рефсервисе" - снизилась на 10%. Сегодня в структуре железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов на долю частного ИПС приходится 10%; 25% таких грузов перевозится "Рефсервисом", 11% - в универсальных контейнерах, 54% - в крытых вагонах. Такое распределение грузопотока, говорящее не в пользу изотермического подвижного состава, связано с наличием большой номенклатуры скоропортящихся товаров, не требующих "жесткого" температурного режима, а также перекосов тарифной политики ОАО "РЖД".
В частности, тариф на ИВ термос сегодня в среднем на 60% выше стоимости перевозки в крытом вагоне. Именно поэтому, например, пиво и соки, минеральные воды и некоторые другие виды продовольствия грузоотправители стремятся перевозить в крытых вагонах "на особых условиях". Данные условия, в частности, подразумевают, что ответственность за качество скоропортящегося груза, перевозимого в крытом вагоне, несут его отправитель или получатель, безусловно заинтересованные в снижении транспортной составляющей, но отнюдь не всегда - в здоровье потребителей. Серьезность этой проблемы осознают в компании "РЖД", которая совместно с ВНИИЖТом рассматривает сегодня возможность сближения стоимости перевозки в ИВ термосах и в крытых вагонах. Кроме того, сейчас идет процесс регистрации специализированной Ассоциации, главной задачей которой станет борьба за качество грузов и за порядок в перевозках скоропорта.
Еще одной из серьезнейших проблем рынка перевозок скоропортящихся грузов все без исключения эксперты называют сильный износ существующего изотермического подвижного состава. Так, последняя партия вагонов термосов была построена в 1991- м, а рефрижераторных секций - в 1993 году. В настоящее время парк ИПС составляет около шестнадцати тысяч вагонов и, как отмечают специалисты "Рефсервиса", уже через пять лет его естественная убыль приведет к острому дефициту, а возможно и вызовет полное исчезновение железнодорожного хладотранспорта как самостоятельной подотрасли. В связи с этим необходимо уже сейчас уделить должное внимание проблеме возобновления рефрижераторного подвижного состава. Учитывая, что ни в России, ни в других странах нашего ближнего зарубежья его не производят, - потребуется объединить усилия научно исследовательских институтов, ОАО "РЖД" и частных операторов по проектированию и созданию нового подвижного состава, заказчиками которого станут как создаваемое дочернее общество, так и другие компании, специализирующиеся на перевозках скоропорта. Необходимо отметить, кстати, еще одну важнейшую тенденцию на указанном рынке - это процесс контейнеризации данного вида грузов, который с каждым годом набирает обороты. В условиях, когда преобладают мелкие и средние клиенты, предъявляющие к перевозке небольшие партии грузов, а высокий уровень конкуренции с автомобильным транспортом диктует необходимость повышать качество обслуживания заказчиков (путем сокращения сроков доставки и организации последней по принципу "от двери до двери"), - транспортировка грузов в рефрижераторных контейнерах называется специалистами наиболее эффективной как в техническом, так и в экономическом отношении. Перевозки скоропорта в рефконтейнерах как самое перспективное направление сегодня осваиваются частными операторами. О своих планах по развитию доставки продовольственных грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах или контейнерах термосах, а также об организации на отдельных маршрутах ускоренных контейнерных поездов, - заявляет и "Рефсервис". Кроме того, совместно с ВНИИЖТом он ведет проработку вариантов создания нового типа отечественного изотермического подвижного состава и специализированных фитинговых платформ для транспортировки крупнотоннажных рефконтейнеров. Однако для наиболее эффективного развития контейнерных перевозок скоропорта в нашей стране остается еще немало преград. В частности, транспортировка в рефконтейнерах затруднена отсутствием общесетевых условий перевозок: компания оператор вынуждена каждый раз согласовывать с ОАО "РЖД" временные условия.

РЖД-Партнер