26.01.05

Быстрая граница

Главный таможенник страны Александр Жерихов побывал в редакции "РГ" на "Деловом завтраке" накануне Международного дня таможенника.

Таможня готова заменить инспекторов на компьютеры, чтобы избавиться от коррупции

Специфика службы такова, что каждодневно, в международный ли или в обычный день, таможенники решают вопросы "перемещения" людей и грузов через границы. Ежедневно они охраняют экономические границы и интересы России. В чем эти интересы, как мы, простые люди, путешествующие по своим личным и государственным делам, можем вступить с ними в противоречие?

Через границу - легче ветра

- Александр Егорович, недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф поставил перед таможенниками России цель уже в этом году разработать четкие стандарты по предоставлению таможенных услуг. К примеру, резко сократить время пропуска транспортных средств через автомобильные пункты - с теперешних 3 часов до 40-50 минут, избавить путешествующих от длительного стояния в очередях. А из проверяющих оставить только пограничников и таможенников. Когда это произойдет?

- Такое решение действительно принято. В конце февраля минэкономразвития предполагает внести в правительство документ, касающийся стратегии развития таможенных органов. Основная идея в том, чтобы ликвидировать очереди на границе, а для этого продумать механизм, каким образом часть функций (до 80 процентов) других контролирующих служб передать в ведение таможенников. То есть остановил машину с товаром один раз - и сразу проверил по всем показателям. Сегодня на границе работают семь контролирующих служб и каждая последовательно проверяет товар. Это санитарно-эпидемиологическая служба, транспортная инспекция, ветеринары и т.д. и потом - таможенник. Однако просто так убрать с границы эти службы, охраняющие нашего потребителя от некачественных, а порой и просто опасных товаров, нельзя. Скорее всего, будет так: оставить для досмотра таможенников и пограничников и создать при этом единую базу данных контролирующих органов, которой мы могли бы пользоваться - проверять сертификаты, заключения, разрешения, лицензии, выданные ими. Скорость прохождения грузов через границу в этом случае, естественно, повысится.

А ветеринары, санитарные врачи будут находиться рядом. И если потребуется более углубленный досмотр грузов, то мы их пригласим, чтобы они свое мнение высказали - пускать данный груз в Россию или нет.

Если правительство одобрит такой подход, то нужно будет пересмотреть отдельные нормы законов, а потом уже начинать эксперимент.

- Хорошо звучит в теории, "создать единую базу данных контролирующих органов...". А на практике как это будет выглядеть, сколько же разных согласований потребуется?

- На самом деле это вопрос чисто технический. Было бы желание. Сегодня таможенная служба ушла далеко вперед с точки зрения развития информационных технологий по сравнению с другими контролирующими государственными структурами, находящимися в пунктах пропуска на границе. Так что мы просим их об одном: вы только дайте нам свои базы данных - они сразу попадут в наши компьютеры. Так сегодня весь цивилизованный мир работает.

- Александр Егорович, если уж заговорили о стандартах современных услуг на таможне, то не считаете ли вы, что одним из таких является доступность информации для простых людей - сколько, как, почем можно провозить товаров через таможню физическим лицам? Ежедневно наши границы пересекают миллионы граждан из бывших стран СССР, которые понятия не имеют, что можно, что нельзя, в каком количестве вывозить и ввозить. Считается ли, например, коммерческой партией десяток свитерков? Можно ли провезти в подарок тете в Крым цветной телевизор, мобильный телефон и мешок гречки в придачу? К тому же таможенные нормы и правила часто меняются. Говорят, в вашем ведомстве два года назад выпустили памятки для пассажиров поездов международного сообщения. Но они сначала осели где-то на складах МПС, а теперь вообще устарели.

- Да, информировать пассажиров надо больше. На таможне, кстати, для этого созданы бесплатные консультационные службы - сомневаешься в чем-то, отправляясь в вояж, - выясни, спроси. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности. Но есть еще одна проблема - довольно часто меняются правила таможенных служб других государств. Сегодня мы уже договорились с таможенниками Украины и Казахстана, с которыми строим Единое экономическое пространство, о том, чтобы нам немедленно сообщали обо всех изменениях в нормах и правилах, касающихся перемещения через их границы. Наши юристы готовы предоставлять эту информацию любому желающему.

- Как-то посол одной из бывших братских республик размечтался: "Хорошо было бы, чтобы два президента наших стран встретились друг с другом на таможне, прошли ее с той и другой стороны, а потом сели и обсудили истинное положение вещей. Многие проблемы в отношениях наших государств, считает посол, начинаются с непонимания именно на таможне.

- Хорошо бы... Помните, прошлым летом два президента, России и Украины, договорились об упрощении таможенных процедур. Такой документ, разработанный вместе с украинскими коллегами, практически готов. Но есть одно "но". На Украине сегодня избран новый президент, так что содержание документа вполне может поменяться. Российские таможенники за то, чтобы режим между нашими государствами был максимально упрощен. Одно время, в конце 90-х годов, на Белгородской таможне мы проводили эксперимент с украинскими коллегами. Поезда, курсирующие между Харьковом и Белгородом, российские и украинские таможенники проверяли буквально "на ходу". Вот сейчас попробуем возобновить что-то подобное. Возможно, в торговом обороте многое попытаемся упростить. Но еще раз повторяю: на это должна быть политическая воля руководителей государств и правительств.

- А как вы относитесь к принципу "одного окна" в процессе оформления таможенных грузов юридическими лицами с той и другой стороны границы?

- Некоторые руководители из соседних стран сегодня предлагают: давайте, мол, сделаем такое "одно окно". Я же говорю: "А как вы себе это представляете, если у вас одно таможенное законодательство, одни санкции за те или иные правонарушения, а у нас другие?" Тут нельзя все в кашу мешать. Да, упрощать надо. Но для нас упрощение таможенного досмотра означает прежде всего предварительное декларирование, обмен данными между таможенниками соседних государств по стоимостным, весовым характеристикам грузов. То есть, если мы, к примеру, тот или иной контракт заранее изучили, тогда зачем нам, спрашивается, груз на границе держать? Пусть проходит себе через "зеленый коридор".

- Александр Егорович, но есть страны, где таможенные законы достаточно гармонизированы. В частности, с 1 января 2005 года вступило в силу соглашение между правительствами России и Белоруссии о взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Предусмотрено ли в связи с этим декларирование и таможенное оформление товаров?

- Сегодня у России с Белоруссией нет официальных границ, а значит таможенное пространство одно. Поэтому, если товары белорусские - то никакого декларирования, никакого досмотра (если речь не идет о нефти, нефтепродуктах, драгоценных металлах и камнях). Они должны перемещаться свободно, что и делается. Другое дело, если эти товары родом из третьих стран, которые под видом белорусских ввозятся на нашу территорию. Для этого у нас есть пункты принятия так называемых уведомлений. То есть мы просто обязаны проверить, не ввозятся ли в Россию беспошлинно под видом белорусских тракторов "Форды" или "Мерседесы". Тогда - извините, давайте платить, как положено, пошлины. И, как положено, декларировать товар.

Зов сердец тоже "опошлили"

- Александр Егорович, ряд вопросов от предпринимателей связан с тем, что очень часто меняются таможенные пошлины на товары. Вместе с тем новый Таможенный кодекс вроде бы обещал их закрепить.

- Это не так. Напоминаю, что таможенные пошлины не определяются Таможенным кодексом. Их устанавливает правительство. А предложения по изменению ставок в сторону уменьшения или увеличения вносит существующая при минэкономразвития рабочая межведомственная комиссия. Федеральная таможенная служба в эту комиссию тоже входит, и голос у нее там не последний. Практически каждый год примерно по 60 товарным субпозициям комиссия снижает импортные ставки таможенных пошлин. Это хорошая тенденция. Мы создаем и будем создавать самые благоприятные условия на таможне для тех производителей, которые экспортируют товары и привлекают иностранные инвестиции.

- Возможно ли снижение ставок ввозных пошлин на промышленное оборудование, аналогов которому нет в России? Увеличатся ли таможенные пошлины на запчасти к автомобилям?

- Что касается первого вопроса, то, конечно, надо снижать пошлины на технологическое оборудование, которое российская промышленность не производит. Потому что оборудование - это модернизация, новые рабочие места, налоги в бюджет. Кроме того, по моим данным, минэкономразвития и другими заинтересованными ведомствами прорабатывается вопрос о существенном снижении импортных пошлин на запасные части и комплектующие для промышленного изготовления легковых автомобилей.

- Александр Егорович, два сюжета на тему милосердия и таможенных пошлин. Не так давно жены известных российских хоккеистов, наших легионеров в Канаде и Америке, в качестве гуманитарного груза решили собрать и переправить для российских детских спортивных школ специальное оборудование, форму для детей. Вся эта благотворительная амуниция "приехала" из Америки и обратно же туда "уехала", поскольку для оформления на границе потребовали заплатить немыслимые пошлины. Второй сюжет связан с американкой, у которой сын болен гемофилией. Так вот она для таких же детей, как ее сын, присылает в Россию по гуманитарной линии очень много лекарств. И каждый раз, когда она сталкивается с проблемой пошлин, у нее возникает желание вообще отказаться от всякой благотворительности. Скажите, пожалуйста, как в новом таможенном законодательстве трактуется тема благотворительности?

- На этот счет в кодексе не предусмотрено никаких индивидуальных льгот. И правильно. Потому что под видом помощи можно совершать злоупотребления. Но сегодня при правительстве Российской Федерации работает Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи. Возглавляет ее заместитель председателя правительства Александр Жуков. Все, кто стремится помочь России бескорыстно, должны обращаться в эту комиссию. Для того чтобы груз на таможне был признан благотворительным, нужен единственный документ - выписка из протокола комиссии и признание груза гуманитарным.

"Громкие" дела случаются на таможне ежедневно

- Сегодня МВД ведет борьбу с "оборотнями" в погонах. Судьи придумали Кодекс за чистоту мантии. А что происходит на таможне. Есть "громкие" дела?

- "Громкие" дела? А все оперативные сводки, которые ложатся на мой стол каждый день, можно назвать "громкими" делами. Вот вчера семь контейнеров с контрабандной обувью задержали. На днях пресекли попытку ввоза 42 килограммов контрабандных ювелирных украшений. По контрабанде стройматериалов "громкое" дело в одном из регионов намечается. И так ежедневно - мы заводим десятки уголовных и административных дел. Но делаем это без шума. Такая работа. В настоящее время около 70 процентов преступлений в таможенной сфере выявляется в результате нашей оперативно-разыскной деятельности.

- И все-таки речь идет о "громких" делах, связанных с коррупцией. По данным фонда "Индем", таможня сегодня - одно из самых коррумпированных ведомств в стране. Какое, на ваш взгляд, лицо у таможенной "коррупции-2004"?

- У коррупции две стороны: один дает - другой берет. И большая часть этих правонарушений лежит в сфере торгового оборота. Там чаще всего есть предмет сговора, потому что предпринимателям легче договориться с таможенниками, чем платить пошлины. Поэтому именно в этой "нише" мы ловим коррупционеров. На днях, к примеру, наша служба собственной безопасности разоблачила двух ответственных сотрудников Центральной оперативной таможни, вымогавших у коммерсантов взятку в размере 200 тысяч долларов. В целом же около 90 процентов всех коррупционных преступлений мы выявляем своими силами, по материалам службы собственной безопасности. Если говорить о тенденциях, то динамика подобных преступлений сохраняется. В 2003 году было возбуждено против таможенников 243 уголовных дела. В 2004 году - 250. Вот, говорят, вся служба коррумпированная. ...Ну не хочешь давать взятку, не давай. Для этого на таможне во всех подразделениях существуют специальные "телефоны доверия". Позвоните, дайте информацию. Почему нужно мириться с преступниками, которые с тебя вымогают деньги, если ты прав? Мы обязательно расставим точки над "i".

- А телефон доверия скажете?

- Обязательно. (095) 449-79-97.

- На последней коллегии ФТС Герман Греф говорил о пресечении практики лоббирования при назначении на руководящие должности таможенников. Насколько остра проблема? Намечены ли в связи с этим массовые кадровые чистки?

- Я не сторонник каких-то революционных "чисток". Везде, на каждом участке, должны работать профессионалы. А если это настоящий профессионал, то он должен быть с чистыми руками. Вот два критерия деловой репутации. Поэтому сейчас избавляемся от тех, кто не должен в наших рядах служить. Мы закончили эту большую работу в центральном аппарате ФТС, назначили новых руководителей региональных управлений - в Приволжье, на Дальнем Востоке, в Центральной части России. Сейчас на очереди назначения начальников таможен. По сегодняшнему законодательству высший руководящий состав, начальников региональных управлений, начальников таможен назначает министр экономического развития и торговли по представлению руководителя ФТС. Я никогда не внесу министру на утверждение кандидатуры, не проверенные по линии службы собственной безопасности, по линии других структур. Что касается лоббирования, то оно начинается с того, что главы субъектов Федерации, особенно главы республик, в силу устоявшихся деловых, родственных связей, под влиянием своего окружения, как и прежде, пытаются продвигать "своих" людей. У них есть право высказать свою точку зрения, мы ее выслушиваем. Не более.

Нищий таможенник хуже контрабандиста

- Сегодня средняя заработная плата у рядового таможенника - 3,5 тысячи рублей. Есть еще байка такая, мол, нищий таможенник хуже контрабандиста. Планируется ли повысить в 2005 году денежное содержание сотрудников и должностные оклады госслужащих? На эту тему поступило в редакцию самое большое количество вопросов.

- Я бы добавил - на больную для меня тему. Я об этом в самых разных высоких инстанциях постоянно говорю. Вот вся страна в новогодние каникулы отдыхала, а 33 тысячи из 68 тысяч сотрудников российской таможни работали - грузы оформляли. Это круглосуточный напряженный труд, день и ночь, в холод и дождь. А теперь я вам другие цифры назову - 1 триллион 219 миллиардов 541 миллион рублей - чистых денег, то есть 40 процентов доходов всего национального бюджета, 8 процентов ВВП принесли в этом году таможенники в казну государства. Каждый - по 18 миллионов рублей в год. Это почти по пятьдесят тысяч в день. Скажут, это не их заслуга - это "заслуга" нефти, топлива, других энергоносителей, которые идут на экспорт. Но экспорт и импорт надо администрировать, проще говоря, надо еще эти сборы и пошлины собрать. И мы это делаем очень даже эффективно. На 462 миллиарда рублей больше по сравнению с 2003 годом перечислили в бюджет таможенных платежей, сборы по импорту увеличили на 101 миллиард рублей, а ведь ставка НДС в прошлом году была 18%, а не 20%. Естественно, при таких показателях было бы логично нашу службу поддержать. Если в ближайшее время не выравняем зарплату, то, боюсь, это будет катастрофой. В 2004 году из наших рядов уволились 6 тысяч профессионалов только по причине низкой зарплаты. Думаю, в правительстве это понимают.

- А сколько денег не хватает вам для полного счастья, чтобы можно было платить по 10-12 тысяч рублей в месяц?

- 2-3 миллиарда рублей. Но решение о выделении этой суммы нужно принимать оперативно. Конечно, это нонсенс - бедный таможенник, который имеет дело с миллиардными сделками и управляет сложнейшими информационными процессами. Взять ту же систему электронного декларирования товаров, которую мы внедряем сегодня по всей России. Для этого нужны специалисты с высшим образованием. 85 процентов сотрудников таможни, к счастью, пока у нас с дипломами.

Чтобы товары вылетали пулей

- Кстати, насколько сегодня популярно среди предпринимателей электронное декларирование? Или пока оно все-таки для "избранных"?

- Почему для избранных? Любой желающий может, если хочет, так работать. Сейчас около сотни компаний, в основном иностранных, пользуются электронным декларированием. На Западе в наиболее развитых странах 90 процентов деклараций оформляется в этом режиме: купил партию товара в любой точке мира и пока она еще даже не на колесах - покажи на таможне свой контракт, ценовые показатели, - словом, все то, что можно передать предварительно в электронном виде для того, чтобы задекларировать товар. Зато когда груз приходит на границу, 20 минут хватает на его оформление. При этом исключены всякие личные контакты таможенника и отправителя - "трудится" только компьютер. А с ним не договоришься, взятку не дашь. Как только электронное декларирование станет массовым, уровень коррупции и злоупотреблений на таможне предельно сократится.

Сегодня электронные декларации в Московском регионе принимают на 8 терминалах. В этом году мы планируем запустить еще 56 постов по всей России. Это очень большие и сложные обязательства, которые мы на себя приняли. Но это и очень перспективно. В итоге не надо будет все товары подряд "шерстить", а только самые рисковые в плане минимизации таможенных платежей, занижения таможенной стоимости. Вот и работайте, уважаемые предприниматели, по таким схемам, если хотите быть "прозрачными", если хотите, чтобы ваши грузы "пулей вылетали" из таможни.

- Но для того чтобы перейти на электронное декларирование, наверное, немало надо сначала компаниям потратиться?

- Пользоваться электронным декларированием - это право, а не обязанность. Понятно, что нужно подготовить специалистов, установить оборудование, купить программные продукты. Мы рассчитываем, что российские компании тоже начнут активно использовать новые возможности. Было бы желание, а таможня вполне созрела для того, чтобы контролировать прохождение грузов в виде сервиса.

- Александр Егорович, как вы относитесь к практике деления импортеров на "белых" и "черных"? Многие предприниматели жалуются, что в "белые" попасть вообще невозможно - критерии слишком жесткие.

- Критерии нормальные. Сейчас действует приказ, суть которого в том, чтобы добросовестные производители или импортеры предоставляли нам в контрактах информацию об исходных ценах производителя, к примеру, на бытовую технику, на автомобили, на мебель. Таким образом, таможенникам легче рассчитывать таможенные платежи, предотвращать ввоз товаров по "серым" схемам. А когда в Россию ввозят товары через пятые-шестые руки и каждый посредник накручивает на этом, то проследить такую цепочку просто невозможно. Мы же говорим: есть производитель и его цены. Они гораздо ниже, чем в розничной торговле и даже в оптовой. Мы готовы эти низкие цены принять для расчета платежей и пошлин, но пусть производитель или дистрибьютор их нам документально подтвердит. В конечном счете это и для покупателей выгодно - многие товары в магазинах станут значительно дешевле. Но пока такой схемой многие предприниматели не хотят пользоваться. Зато в "белый" список рвутся.

Есть в Таможенном кодексе, кстати, и еще одна статья, смысл которой заключается в том, чтобы добросовестный импортер имел право воспользоваться предварительным, неполным или периодическим декларированием. То есть еще до прохождения полного таможенного оформления мог завозить и хранить товары на собственных складах - это серьезная экономия на издержках.

- Александр Егорович, а кто сегодня отвечает за строительство новых современных таможенных пунктов пропуска на автомобильных, железнодорожных, морских границах? Те, что остались еще со времен СССР, находятся просто в ужасающем состоянии. В результате в ожидании таможенной очистки, грузы задерживаются, простаивают. Особенно на железных дорогах страны.

- В свое время правительство приняло решение: инфраструктуру автомобильных пунктов пропуска обустраивают таможенники. За судьбу таможенных пунктов пропуска на железных дорогах отвечает МПС (теперь ОАО "РЖД"), за авиационные и морские - министерство транспорта. Ситуация такая: с 1993 года таможенники построили 186 современных автомобильных пунктов пропуска на основных магистралях, по которым перемещаются товарные потоки. 32 пункта планируется спроектировать и построить в 2005 году. Железнодорожники за все это время обустроили всего один. Где новые морские пункты пропуска - об этом я тоже хочу спросить у минтранса. А страдают импортеры. Наверное, в перспективе на границе должен быть один хозяин. Наши границы необходимо укреплять современными инспекционно-досмотровыми комплексами. Этого требует обеспечение безопасности страны.

- В Америке эффективность деятельности, например, антинаркотического ведомства оценивается по таким косвенным признакам, как цена наркотиков на рынке. Предположим, начал этот рынок дорожать, значит, борцы с наркотой на верном пути: каналы сбыта ликвидированы, наркотиков стало меньше. Если наоборот, цена на зелье падает - значит, недоработали. У нас в стране могут по подобным косвенным признакам оценивать деятельность "государевых служб"?

- Подход правильный. Ну что касается наркотиков, то у нас головным и координирующим органом является ФСКН России, но и таможенные органы не стоят и не будут стоять в стороне в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Только за 2004 год таможенниками изъято более 7 тонн наркотиков.

Вскоре в России будет введена система так называемого бюджетирования государственных ведомств по конечным результатам. Сейчас правительство такую программу разрабатывает. И таможенная служба - один из пионеров на этом пути. Вот почему сегодня так много говорится о стандартах нашей деятельности - просчитать время для каждой таможенной операции, сократить очереди, предоставлять гражданам и предпринимателям больше информации о действующих нормах, законах. Ведь выполнение этих и многих других внутренних стандартов поможет таможне лучше планировать свое развитие. Мы сейчас для своих таможенных администраций, региональных управлений и таможен "доводим" так называемые интегрированные показатели, которые характеризуют качество работы. Если, к примеру, растет средний таможенный платеж по импортным грузовым таможенным декларациям - в 2004 году это было 14 тысяч 200 долларов США с одной декларации, а в 2003 году - 12 тысяч долларов, растут другие показатели - то мы на верном пути, качественно работаем. Среди наших, чисто профессиональных показателей есть, кстати, и такие: выведение товаров из "тени", сокращение недостоверного декларирования.

- Вопрос от слушателей Российской таможенной академии. Они волнуются, что в рамках административной реформы это учебное заведение хотят передать в компетенцию министерства образования. Вы как к этому относитесь?

- Отрицательно. Это удар по централизованной отлаженной системе подготовки и переподготовки как российских таможенных кадров, так и таможенников из стран СНГ, которые приезжают к нам на учебу. Думаю, за то, чтобы академия осталась в ведении ФТС, мы будем тоже бороться.

Российская газета 26.01.05