24.08.05

Бюрократия предупреждает убытки

Без бумажки ты букашка, а с бумажкой -- человек!

СПб. "Поля обязательны к заполнению" -- пренебрежение этим правилом при оформлении документов на перевозимый груз приводит к убыткам. Среди причин, которые вызывают неаккуратное отношение грузовладельцев к документам, перевозчики называют незнание, лень, попытки сэкономить на перевозках или обмануть партнера.

От большого ума

"Казалось бы перечень документов, необходимых к заполнению при отправке груза, известен большинству грузовладельцев: товарная накладная, оригинальные сертификаты на товары, товарно-транспортная накладная (ТТН), доверенность транспортной компании на водителя с живой печатью, что она доверяет этому водителю перевести данный груз, и некоторые другие, -- говорит Александр Григорьев, финансовый директор ООО "Питер Логистик" (03627)*. -- Формы этих документов выведены многолетней практикой, и, если они существуют, значит, это для чего-то надо. Однако некоторые грузовладельцы об этом то ли забывают, то ли просто ленятся. Например, некоторым кажется, что в ТТН указываются те же данные, что и в товарной накладной, и поэтому ею часто либо вовсе пренебрегают, либо пренебрегают заполнением некоторых ее полей. Но убытки от этой довольно распространенной ошибки могут быть гораздо дороже усилий, необходимых для ее недопущения. Например, в пути пропадает груз или его часть. Хозяин груза идет с заявлением в милицию. И если документы на груз заполнены некорректно, то заявление могут не принять вообще. То же самое касается разбирательств со страховыми компаниями, которые особенно щепетильны в вопросах оформления всех бумаг. Я уже не говорю о том, что те же ТТН вместе с платежными поручениями и счетами-фактурами используются бухгалтерами для списания транспортных расходов. Кроме того, за неправильное заполнение документов или их отсутствие ГИБДД по закону может оштрафовать водителя или вовсе отправить машину на штрафстоянку".

Клин клином

Однако документы заполняются некорректно не только по незнанию, но, наоборот, от большой предприимчивости грузовладельцев. Например, при перегрузе в целях экономии вес груза занижается до нормы. Однако такой ход конем для грузоотправителя может иметь обратный эффект. Грузополучатель может оплатить товар не по фактическому весу, а как было указано в документах.

Ситуация обратная: когда по факту груза пришло меньше, чем по документам.

"В таком случае необходимо составлять акт о приемке товара, в котором указывается время, место, какая машина разгружалась, для какой компании, кто разгружает, кто присутствует при разгрузке, и вообще, чем больше свидетелей, которые подписались под актом, тем лучше, -- говорит Александр Григорьев (054888)*. -- Бывают специфичные уточнения. Например, при перевозке рефрижератором необходимо замерять температуру внутри рефрижератора".

По словам Олега Смирнова, исполнительного директора ЗАО "Агентство Ленинтертранс" (96338)*, многие проблемы при грузоперевозках, в том числе и с документами, возникают, когда грузовладелец пытается часть работ по перевозке выполнить самостоятельно, разрывая тем самым цепь ответственности.

"Как правило, заказчики предлагают свои услуги на концах перевозки на погрузке-выгрузке товара, -- отмечает Олег Смирнов (171821)*. -- Конечно, это прописывается в договоре, но на деле оборачивается умножением количества документов и усложнением контроля над качеством работ". есть мнение Роман Горбунов, генеральный директор ООО "АРП":

"Иногда ошибками в оформлении документов грешат мелкие компании, которые редко перевозят грузы. Бывает, они забывают оформить товарно-транспортную накладную или не отмечают должным образом путевой лист. Но следить за правильностью оформления всех документов должен перевозчик, он ведь в этом специалист. Еще на стадии оформления заявки подробно выяснить информацию о грузе: вес, объем, необходимы ли к нему какие-либо сертификаты и пр. Но иногда мелкие перевозчики все же идут на уступки грузовладельцам и везут груз с неполным комплектом документов. Это может привести к задержке в доставке грузов, если, например, в дороге машину остановит ГИБДД, или даже к конфискации груза, если документы окажутся не в порядке при прохождении таможни".

Деловой Петербург 24.08.05