14.04.06

"Частные таможни" закроют за 1 млрд рублей

На вчерашнем заседании правительства министры спешно искали способы положить конец существованию "частных таможен", то есть пунктов пропуска, находящихся в собственности коммерческих структур. Пункты в итоге решено у частных структур выкупать, а для управления ими создать при Минэкономразвития отдельное федеральное агентство. Обсуждение "Основных направлений таможенной политики на 2007-2009 годы" проводилось в рамках утверждения финансового плана государства на ближайшие три года и первоначально никаких сюрпризов не предполагало. Актуальность таможенной теме придала критика со стороны Владимира Путина, прозвучавшая в понедельник на последнем совещании с министрами в адрес главы Минэкономразвития Германа Грефа и премьера Михаила Фрадкова. На нем президент потребовал от правительства "прекратить практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе". Владимира Путина возмутило существование пунктов пропуска на границе, которые принадлежат не самой таможне, а коммерческим организациям, в первую очередь таможенным брокерам.

Напомним, что кроме десятков железнодорожных, воздушных и водных пунктов пропуска, находящихся, соответственно, на балансе ОАО РЖД, аэропортов и морских и речных портов, существуют 13 автомобильных пунктов пропуска, принадлежащих частным организациям в привычном понимании этого термина ООО и акционерным обществам. В частности, инфраструктура всех пяти автомобильных пунктов пропуска Приморского края принадлежит частным компаниям. Из этого обстоятельства таможня никогда не делала секрета, и планы постепенного (растянутого на несколько лет) выкупа пунктов пропуска у частников давно вписаны в разнообразные концепции деятельности службы.

Однако, поскольку этой темой неожиданно заинтересовался президент, поручивший Михаилу Фрадкову "отдельно обсудить этот вопрос", бюрократический аппарат заработал на полную мощность и уже на вчерашнем заседании правительства выдал готовое решение. Как сообщил по итогам закрытого обсуждения Герман Греф, предлагается создать специальное федеральное агентство по управлению пограничными пунктами пропуска. Оно станет балансодержателем всего имущества пунктов, разбросанного сейчас по разным ведомствам. Тем самым таможенники и пограничники будут освобождены от хозяйственных функций и сосредоточатся исключительно на пополнении бюджета и охране границы. По словам господина Грефа, новое агентство будет находиться в ведении Минэкономразвития. "С такой инициативой выступили ФСБ и Федеральная пограничная служба", подчеркнул министр.

Что касается помещений и оборудования, находящихся в частной собственности, то государство намерено их выкупить. В случае же, если собственники по тем или иным причинам не пойдут на сделку (к примеру, если их не устроит предложенная цена), создаваемому федеральному агентству придется строить новые пункты пропуска. "На выкуп 13 пунктов пропуска потребуется не менее одного миллиарда рублей, сообщил Герман Греф, однако эти деньги в бюджете 2006 года не заложены".

Впрочем, судя по заявлениям министра, сам он вовсе не уверен, что государству следует поспешно выкупать у частников их имущество: "Мы предлагаем сначала создать единый орган по управлению пунктами пропуска, а уже потом оценить целесообразность такого выкупа". По словам Германа Грефа, не исключено, что, если владельцы пропускных пунктов оснастят их всем необходимым оборудованием, агентству может быть поручено заключить "прозрачные гражданско-правовые договоры" долгосрочной аренды. Тем не менее, по словам министра, президенту в порядке реагирования на его поручение на выбор будут предложены два варианта: "оперативный" выкуп уже в 2006 году или более "обстоятельный", растянутый на 2006-2007 годы.

Кроме выкупа курирующее таможню Минэкономразвития готовит массовое сокращение количества пунктов пропуска. По замыслу чиновников из 441 существующего сейчас пункта более 100 предлагается закрыть. Речь идет о малозагруженных "воротах" в страну, созданных в свое время по инициативе региональных властей, пожелавших иметь собственные таможни, однако не задумавшихся о реальной интенсивности грузо- и пассажиропотока. "Есть целый ряд пунктов, через которые в течение года, а то и двух не переместилось ни одной единицы товара. Их существование нецелесообразно и затратно для бюджета. Кроме того, зачастую такие пункты используются для контрабанды", заявил Герман Греф.

Премьер найденным членами кабинета решением остался доволен: "Вопрос не только сложный, но для отдельных товарищей и небезопасный. Однако принципиальное решение по пунктам пропуска есть, и в понедельник, 17 апреля, оно будет в комплексе изложено президенту", объявил, подводя итог дискуссии, Михаил Фрадков.

Коммерсант 14.04.06