03.10.14

Чего ждать бизнесу от железнодорожных перевозок?

С 1 октября в России начало применяться обязательное предварительное информирование на железных дорогах. Представители ФТС России и РЖД утверждают, что данный шаг направлен на интересы бизнеса.

Заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Шкляев считает, что введение обязательного предварительного информирования на железной дороге является следующим этапом информационного развития ФТС в отношениях с бизнесом. Этот шаг оптимизирует таможенные операции в пунктах пропуска и укрепляет взаимосвязь при других таможенных операциях на разных этапах, в том числе при помещении товара под процедуру таможенного транзита, на хранение и последующий выпуск в свободное обращение. С 1 октября этот технологический процесс завершен. Работа над внедрением обязательного предварительного информирования на железной дороге велась ФТС и РЖД в течение двух лет. Данная работа, по словам представителя ФТС, проделана для того, чтобы максимально упростить бизнесу ведение деятельности и ускорить процесс перемещения товаров.

С 1 октября на железной дороге установлен определенный порядок передачи информации. За четыре часа до прибытия в пункт пропуска все заинтересованные лица имеют возможность предоставить перевозчику данные о перемещаемом товаре. РЖД за два часа обрабатывают эту информацию и отправляют ее в ФТС. Оставить данные о своем товаре можно на бесплатном портале, разработанном РЖД, который запущен в эксплуатацию с 12 сентября. С 15 по 24 сентября на нем зарегистрировалось около 250 пользователей, поделились данными в РЖД.

О предварительном информировании на железных дорогах по международным направлениям

Как сообщила первый заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденкова, в рамках проекта по обмену электронными данными с сопредельными государствами соглашения начали заключаться с 2002 года. Пока Россия не имеет соглашения с Азербайджаном, но это вопрос времени. Идет активная работа с Польшей, Литвой, Эстонией, Латвией и Украиной, даже несмотря на сложную ситуацию в последней. «У нас сейчас реализовано портальное решение, но главным достижением, в котором мы планируем развиваться, является факт договоренности с тремя железнодорожными администрациями о централизованной передаче информации. У нас появилась такая договоренность с Латвией. Они собирают со всех своих заинтересованных лиц информацию о товаросопроводительных документах – это упаковочные листы и инвойс – и передают нам ее централизовано». Надежда Давыденкова назвала данный шаг беспрецедентным. В таком формате с Латвией РЖД работает в тестовом режиме, по этому пути будет выстраиваться и работа с Эстонией и Финляндией.

Сейчас ФТС и РЖД активно работают над китайским направлением. Во время встречи в августе, по словам Сергея Шкляева, китайскую сторону попросили проинформировать бизнес-сообщество о возможностях использования предварительного электронного информирования на российских железных дорогах.

Бизнесменам советуют оставаться спокойными

Сергей Шкляев отмечает, что ФТС и РЖД сделают все возможное, чтобы участники ВЭД спокойно работали в новом режиме и не попали в какие-то нештатные ситуации. «Кроме того, мы ситуацию держим под контролем и, используя свои административные возможности, регулируем весь процесс», - отметил он. Представитель ФТС попросил бизнес работать с новым инструментом и отметил, что те, кто уже пользуются предварительным информированием на железных дорогах, уже прочувствовали сокращение сроков перемещения грузов. «Мы сейчас ничего не изменили. Наоборот, мы дали возможность предоставлять предварительную информацию. РЖД в этом вопросе очень гибкие: у них есть как прямые взаимоотношения с крупным бизнесом (информационная система с информационно системой), так и портальное технологическое решение», - сообщил Шкляев.

ПРОВЭД