26.06.06

Чего ждать от таможни? Разного....

Околотаможенный бизнес будет национализирован

68 тыс. человек насчитывает таможенная служба России. Это самая большая служба в мире Вернуть таможню в государственное лоно - такое задание от руководства страны получил новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Работа по инвентаризации (в каком состоянии находятся пункты пропуска, какие из них частные, а какие принадлежат государству) была начата еще до назначения нового главы ФТС. Однако завершать начатое будет именно Андрей Бельянинов. Кроме того, новому руководителю поручено разобраться через таможню, что творится в экономике страны. Как рассказал сам руководитель ФТС, службе дано задание проанализировать товаропотоки, идущие из страны и в нее, и сделать далеко идущие выводы. Сегодня же ситуация такова, что созданная в начале 90-х годов система управления, когда никто ни за что не отвечает и не имеет властных полномочий для принятия решений, проводимая тарифная политика и недостаточно выстроенное таможенное администрирование губят отечественного производителя. Примеров много.

Взять хотя бы легкую, в частности текстильную и кожевенную, промышленность. Они несколько лет ждали, что ситуацию в отрасли рассмотрят в Правительстве. Смешно сказать, они попросили помочь им обновить основные фонды и выделить 100 млн руб. на приобретение технологического оборудования и 150 млн руб. на возмещение процентной ставки по кредиту. Страну же при этом заполняют контрабандные и контрафактные китайские и турецкие товары. Левой рукой мы их изымаем, но правой - продаем на рынке.

Получается "цель"-то "достигнута" - товар на рынок зашел и при этом ударил по отечественному производителю. Пора в этом вопросе навести порядок. Другая важнейшая задача, поставленная перед службой, - оптимизировать таможню. Но не в ущерб качеству работы, не создавая сложностей ни торговле, ни бизнесу. На поставленную задачу Андрей Бельянинов, не будучи профессиональным таможенником, посмотрел свежим, что называется, незамыленным глазом.

У него сразу возникли вопросы: оправдано ли существование множества внутренних таможен и постов там, где число участников ВЭД можно пересчитать по пальцам? Например, в Ивановской таможне работают 279 человек, а в регионе зарегистрировано всего 42 участника. Или зачем Москве 5 таможен? Почему большая часть товарооборота идет через Москву и ЦФО, разве это самая большая приграничная зона? Для чего в каждом регионе существуют таможни? В этом есть необходимость или это престижно? К тому же распыленность инфраструктуры затрудняет внедрение электронного декларирования. Вместе с тем, полагает новый глава ФТС, сократив отдельные внутренние таможни, целесообразно часть из них вернуть на административную границу, открыть новые пункты пропуска, оборудованные в соответствии с существующими нормами. На границе пора убрать очереди, организовать работу в "одно окно" и оставить на первой линии границы только 2 службы - пограничников и таможенников. Пора навести порядок со складами временного хранения (СВХ). Таможня - дело государственное, и, если частные склады хотят участвовать в государственном процессе, они должны пойти государству навстречу. В ближайшее время владельцам СВХ, которые впишутся в новую схему оптимизации таможни, будет предложено поделиться бизнесом и продать таможне пакет 25% плюс одна акция. На выкуп помещений и складов отчасти уже предусмотрено финансирование. Если понимание не будет достигнуто, товаропотоки перенаправят мимо этих складов.

Не останутся без внимания и брокеры. По мнению Андрея Бельянинова, требуется вернуть существовавшую ранее практику, когда таможенный брокер нес личную ответственность за предоставленные сведения и занимался "растаможкой" товара от собственного имени, а не от имени фирмы. Ведь растаможивание от имени фирмы привело к широкому распространению практики, когда компании "Лютики-фантики" создаются специально под какую-то поставку, а потом исчезают. Таможня, которой вернули нормотворческие функции, намерена уже в скором времени предложить соответствующие поправки в Таможенный кодекс.

Также есть твердое намерение разобраться со схемами возврата НДС по лжеэкспорту. К 1 января планируется завершить создание единого административного документа. Это позволит уйти от многих проблем, связанных с "серой растаможкой". Таможенники намерены активно начать применять существующий механизм контроля - постаудит. Российская таможенная служба имеет в ряде стран свои представительства. Андрей Бельянинов намерен выйти в Правительство с предложением придать им дипломатический статус и ввести представительства в состав посольств. Это повысит эффективность их работы, существенно ускорив возможности информационного обмена. Кстати, к существующим 7 представительствам (в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии, Германии, Финляндии и ВТО (Брюссель) скоро добавится еще одно - в Китае.

Однако одним из самых главных приоритетов в работе новое таможенное руководство считает улучшение условий оплаты труда таможенников. Без достойного поощрения, социальной защищенности, возможности приобретать жилье служба системно обречена на обвинения в коррупции.

В коррупционном ряду она занимает "достойное" место, но не находится там в гордом одиночестве. У сотрудников налоговой службы зарплата еще ниже. А таможня и налоговики обеспечивают 95% собираемости доходной части бюджета. Не создавая достойной мотивации у людей, которые стоят на ответственных постах, считает глава ФТС, можно сколько угодно менять одних на других, суть от этого не изменится - мы изначально закладываем коррупцию в основу экономики. И если не затронуть фундамент, ничего не изменится, это системная ошибка, прослеживающаяся во всех сферах.

Экономика и жизнь 26.06.06