Чего ждать от таможни? Разного....
Околотаможенный бизнес будет национализирован
68 тыс. человек насчитывает таможенная служба России. Это самая большая служба в
мире
Вернуть таможню в государственное лоно - такое задание от руководства страны
получил новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
Работа по инвентаризации (в каком состоянии находятся пункты пропуска, какие из
них частные, а какие принадлежат государству) была начата еще до назначения
нового главы ФТС. Однако завершать начатое будет именно Андрей Бельянинов. Кроме
того, новому руководителю поручено разобраться через таможню, что творится в
экономике страны. Как рассказал сам руководитель ФТС, службе дано задание
проанализировать товаропотоки, идущие из страны и в нее, и сделать далеко идущие
выводы.
Сегодня же ситуация такова, что созданная в начале 90-х годов система
управления, когда никто ни за что не отвечает и не имеет властных полномочий для
принятия решений, проводимая тарифная политика и недостаточно выстроенное
таможенное администрирование губят отечественного производителя. Примеров много.
Взять хотя бы легкую, в частности текстильную и кожевенную, промышленность. Они
несколько лет ждали, что ситуацию в отрасли рассмотрят в Правительстве. Смешно
сказать, они попросили помочь им обновить основные фонды и выделить 100 млн руб.
на приобретение технологического оборудования и 150 млн руб. на возмещение
процентной ставки по кредиту. Страну же при этом заполняют контрабандные и
контрафактные китайские и турецкие товары.
Левой рукой мы их изымаем, но правой - продаем на рынке.
Получается "цель"-то
"достигнута" - товар на рынок зашел и при этом ударил по отечественному
производителю. Пора в этом вопросе навести порядок.
Другая важнейшая задача, поставленная перед службой, - оптимизировать таможню.
Но не в ущерб качеству работы, не создавая сложностей ни торговле, ни бизнесу.
На поставленную задачу Андрей Бельянинов, не будучи профессиональным
таможенником, посмотрел свежим, что называется, незамыленным глазом.
У него
сразу возникли вопросы: оправдано ли существование множества внутренних таможен
и постов там, где число участников ВЭД можно пересчитать по пальцам? Например, в
Ивановской таможне работают 279 человек, а в регионе зарегистрировано всего 42
участника. Или зачем Москве 5 таможен? Почему большая часть товарооборота идет
через Москву и ЦФО, разве это самая большая приграничная зона? Для чего в каждом
регионе существуют таможни? В этом есть необходимость или это престижно? К тому
же распыленность инфраструктуры затрудняет внедрение электронного
декларирования.
Вместе с тем, полагает новый глава ФТС, сократив отдельные внутренние таможни,
целесообразно часть из них вернуть на административную границу, открыть новые
пункты пропуска, оборудованные в соответствии с существующими нормами. На
границе пора убрать очереди, организовать работу в "одно окно" и оставить на
первой линии границы только 2 службы - пограничников и таможенников.
Пора навести порядок со складами временного хранения (СВХ). Таможня - дело
государственное, и, если частные склады хотят участвовать в государственном
процессе, они должны пойти государству навстречу. В ближайшее время владельцам
СВХ, которые впишутся в новую схему оптимизации таможни, будет предложено
поделиться бизнесом и продать таможне пакет 25% плюс одна акция. На выкуп
помещений и складов отчасти уже предусмотрено финансирование. Если понимание не
будет достигнуто, товаропотоки перенаправят мимо этих складов.
Не останутся без внимания и брокеры. По мнению Андрея Бельянинова, требуется
вернуть существовавшую ранее практику, когда таможенный брокер нес личную
ответственность за предоставленные сведения и занимался "растаможкой" товара от
собственного имени, а не от имени фирмы. Ведь растаможивание от имени фирмы
привело к широкому распространению практики, когда компании "Лютики-фантики"
создаются специально под какую-то поставку, а потом исчезают.
Таможня, которой вернули нормотворческие функции, намерена уже в скором времени
предложить соответствующие поправки в Таможенный кодекс.
Также есть твердое намерение разобраться со схемами возврата НДС по лжеэкспорту.
К 1 января планируется завершить создание единого административного документа.
Это позволит уйти от многих проблем, связанных с "серой растаможкой".
Таможенники намерены активно начать применять существующий механизм контроля -
постаудит.
Российская таможенная служба имеет в ряде стран свои представительства. Андрей
Бельянинов намерен выйти в Правительство с предложением придать им
дипломатический статус и ввести представительства в состав посольств. Это
повысит эффективность их работы, существенно ускорив возможности информационного
обмена. Кстати, к существующим 7 представительствам (в Белоруссии, Украине,
Казахстане, Киргизии, Германии, Финляндии и ВТО (Брюссель) скоро добавится еще
одно - в Китае.
Однако одним из самых главных приоритетов в работе новое таможенное руководство
считает улучшение условий оплаты труда таможенников. Без достойного поощрения,
социальной защищенности, возможности приобретать жилье служба системно обречена
на обвинения в коррупции.
В коррупционном ряду она занимает "достойное" место, но не находится там в
гордом одиночестве. У сотрудников налоговой службы зарплата еще ниже. А таможня
и налоговики обеспечивают 95% собираемости доходной части бюджета.
Не создавая достойной мотивации у людей, которые стоят на ответственных постах,
считает глава ФТС, можно сколько угодно менять одних на других, суть от этого не
изменится - мы изначально закладываем коррупцию в основу экономики. И если не
затронуть фундамент, ничего не изменится, это системная ошибка, прослеживающаяся
во всех сферах.
Экономика и жизнь 26.06.06