14.01.05

Челночная дипломатия

Таможенный кодекс не пускает Россию в ВТО

На сегодняшний день проблем, препятствующих присоединению России к Всемирной торговой организации, осталось меньше десятка. Есть техническая возможность завершить переговоры в этом году. Ряд членов ВТО полагает это и возможным, и целесообразным , -- в очередной раз заявил вчера журналистам директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития, глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков. В том, что Москва того же мнения, сомневаться не приходится. Однако каждый из остающихся нерешенными вопросов, например защита прав интеллектуальной собственности или уровень господдержки сельского хозяйства, способен растянуть этот процесс на годы.

При этом есть вопросы, в которых Россия готова стоять на своем до конца, но есть и требования, в решении которых заинтересована она сама. Среди таких вопросов -- совершенствование таможенного законодательства.

Год назад, когда новый Таможенный кодекс вступил в силу, его создатели с усталой улыбкой говорили, что российское законодательство наконец полностью приведено в соответствие с нормами ВТО. Однако год правоприменительной практики показал, как выяснилось на вчерашнем расширенном заседании комитета Госдумы по экономической политике, что претензии к нашей таможне со стороны мирового сообщества остаются. Причем, припугнул депутатов г-н Медведков, если изменения в Таможенный кодекс не будут внесены в течение ближайших трех-четырех месяцев, необходимость их внесения может стать частью наших обязательств при вступлении во Всемирную торговую организацию. И тогда изменить что-либо в своем родном Таможенном кодексе мы сможем только с согласия всех стран -- членов ВТО.

Всего, по оценке г-на Медведкова, в этой сфере существует четыре проблемы. Это исчисление таможенной стоимости (исходя из какой цены товара взимается пошлина), транспарентность применения самого кодекса, ограничение пунктов пропуска товаров через границу (любой товар за исключением специфического должен ввозиться через любой пункт) и изъятия из общего режима в пользу физических лиц. По действующему законодательству гражданин вправе ввезти без уплаты каких-либо пошлин товар на сумму 65 тыс. руб., чем активно пользуются челноки. Страны, не ведущие с нами челночной торговли, протестуют против такой меры. Есть предложение снизить сумму до 15 тыс. руб. Но, помимо челноков, существуют обычные туристы и командированные. Совершенно непонятно, как быть с ними. Получается, что невинное желание приодеться за границей приведет к сложным взаимоотношениям с таможней. Что особенно пугает в случае, если не будет наведен порядок в вопросе таможенной стоимости. По общемировой практике таможенник вправе самостоятельно определять стоимость товара только в том случае, если декларант не может документально ее подтвердить. У нас нередки примеры, когда стоимость одного и того же товара в разных пунктах может заметно отличаться.

Впрочем, депутаты готовы совершенствовать кодекс по всем направлениям. Как заявил заместитель председателя комитета по экономической политике Алексей Лихачев, прием поправок к Таможенному кодексу открыт.

Время новостей 14.01.05