26.05.09

Через Бурятию и Монголию планируется создать новый коридор в Китай

По заказу правительства Бурятии разработана концепция создания транспортно-логистического комплекса в республике. Она направлена на повышение эффективности перевозок России в регионах АТР. О проекте «Гудку» рассказала его руководитель Татьяна Прокофьева.

– Татьяна Анатольевна, почему вопрос создания логистического центра в Бурятии является важным для транспортной отрасли?

– Создание логистического центра в Улан-Удэнском транспортном узле и формирование Бурятской региональной транспортно-логистической системы позволят решить ряд задач, поставленных Транспортной стратегией России. Бурятия занимает исключительно благоприятное геостратегическое положение. Улан-Удэнский узел расположен на Транссибе, что открывает выход на БАМ и на международный транспортный коридор «Запад – Восток». А через Монголию открывается выход к транспортной инфраструктуре Центрального Китая и далее к международным морским портам, что обеспечивает реализацию геоэкономических интересов России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии и развитие евро-азиатского экономического сотрудничества.

Как свидетельствует зарубежный и передовой отечественный опыт, центры, размещаемые в крупных мультимодальных транспортных узлах, становятся не только местами концентрации крупных грузопотоков и больших масс товара, но и сосредоточения бизнеса и ряда других направлений деятельности по обслуживанию транспортно-распределительного процесса.

– Какие функции должен выполнять мультимодальный центр?

– Центр будет предоставлять клиентам весь спектр услуг, связанных с обслуживанием перевозочного процесса. Это касается погрузочно-разгрузочных работ, оформления таможенных документов, хранения (как в складах классов А и В, так и на специальных площадках для крупногабаритных грузов). В комплекс также будет входить автотранспортное предприятие, которое сможет предоставлять услуги таможенного перевозчика. Будет организовываться комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры, включая доставку грузов по технологии «точно в срок» и «от двери до двери»; мульти- и интермодальные перевозки грузов в контейнерах; информационно-логистическое сопровождение перевозочного процесса. Помимо этого, на базе центра будут предоставляться услуги консалтингово-аналитического и инновационно-технологического центров по выбору рациональных видов транспорта, оптимальных маршрутов транспортировки, внедрению новейших сквозных технологий доставки грузов и другие.

– Кто должен быть, по-вашему, учредителем данного центра?

– Мультимодальные транспортно-логистические центры, обслуживаемые несколькими видами транспорта при совмещении технологии грузопереработки, создаются, как правило, на коммерческой корпоративной основе, что обеспечивает интеграцию независимых транспортных, посреднических, производственных (крупных грузоотправителей), банковских, торговых, сервисных и других компаний. При этом предпочтительно создание структуры холдингового типа.

– Какой будет структура центра?

– Мы рекомендуем создать на территории Бурятии девять многофункциональных транспортно-логистических комплексов средней мощности и один крупный логистический центр международного ранга для обслуживания преимущественно экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, следующих по Транссибу и международному транспортному коридору № 2 «Запад – Восток», а также по вновь формируемому коридору Улан-Удэ – Наушки (Кяхта) – Улан-Батор – Эрлянь – Пекин – порты ЮВА. Стратегия формирования транспортно-логистической системы на территории Бурятии заключается в создании опорной сети терминалов и мультитранспортных центров, объединённых в интегрированную региональную систему. Эти центры будут действовать на основе формирования единого информационного пространства и правового поля, сквозных инновационных технологий. Это будет обеспечивать непрерывность продвижения товарно-материальных потоков и снижение совокупных затрат в цепи поставок от отправителя до получателя. Кроме центра в районе Улан-Удэ, также планируется организовать центры в городах Ишиме, Наушках и Кяхте. В логистическую инфраструктуру войдут предприятия, создаваемые в Гусиноозерске и Селенгинске для обслуживания промышленного производства и потребностей населения в товарах народного потребления. Актуально создание центра во втором по величине городе Бурятии – Северобайкальске, а также в транспортных узлах в зоне БАМа – Таксимо и Новый Уоян.

– Расскажите, как будет проходить формирование транспортного кластера республики?

– В его состав, наряду с объектами производственной и логистической инфраструктуры, должны входить региональные управления магистральными видами транспорта, функционирующими в транспортном узле. Организация сети требует создания надёжных механизмов координации. Решение этой проблемы возможно через координацию деятельности транспорта, терминалов и других структур товародвижения и территорий, осуществляемую в рамках единого информационного пространства, создание которого одна из стратегических целей при организации транспортно-логистической сети.

Внедрение региональной системы информационного обеспечения, имеющей прямое взаимодействие с автоматизированными системами всех участников перевозочного процесса, будет способствовать координации деятельности видов транспорта и повышению эффективности Улан-Удэнского транспортного узла.

– Какие стратегические проекты необходимо реализовать в Бурятии для развития транспортного потенциала и почему так важно усиление логистических связей с Китаем и Монголией?

– С точки зрения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала республики определяющее значение будут иметь электрификация железнодорожной линии Улан-Удэ – Наушки, строительство контрейлерного терминала в Наушках и модернизация Улан-Баторской железной дороги при непосредственном участии в качестве партнёра и инвестора ОАО «РЖД».

Расширение торгово-экономических связей с Монголией открывает возможность выхода на практически неограниченный рынок сбыта топливно-энергетических ресурсов России в Китай и страны ЮВА, а также поставок продукции из Китая в Россию и транзитом через неё в Европу.

– Расскажите о новом международном транспортном коридоре, который предполагается создать.

– ОАО «РЖД» и АО «Улан-Баторская железная дорога» (АО «УБЖД») подписали соглашение о совместном развитии транзитных контейнерных перевозок, а также о внедрении на монгольской магистрали инновационных технологий. Соглашение предусматривает совместную реализацию проектов по развитию транзитных грузопотоков из стран Центральной и Восточной Азии в Европу. В частности, предполагается организовать регулярное курсирование контейнерных поездов и установить конкурентоспособные, экономически обоснованные тарифы на транзитные контейнерные перевозки. Сближение тарифов, приведение их к российским значениям позволят снизить стоимость перевозок по новому маршруту.

Создание нового транспортного коридора «Монгольский вектор» по маршруту Улан-Удэ – Наушки (Кяхта) – Улан-Батор – Пекин – порт Тяньцзинь начинается на Транссибе и выходит на морские порты КНР в районе города Тяньцзинь.

– Как изменятся транспортно-логистические схемы данного региона после создания коридора?

– Грузопоток, следующий через станцию Забайкальск из-за перегруженности её инфраструктуры, частично может быть переключён на Бурятию. При этом целесообразно обеспечить специализацию пограничных переходов: Забайкальск – «экспортное окно», а Наушки в Бурятии – «импортное окно». Базовым условием такого перераспределения может быть только скорейшее создание и интенсивное развитие «Монгольского вектора» при участии правительств России, Монголии и Китая.

Справка «Гудка»

На долю КНР приходится свыше 40% контейнерного импорта машин, оборудования, транспортных средств, 39% текстиля, текстильных изделий и обуви, около 46% различных потребительских товаров. Потенциал увеличения этих перевозок между Россией и Китаем оценивается в 3–3,5 млн тонн. Стоимость перевозки груза через территорию России составляет $0,3 за 1 контейнеро-километр, по Монголии — $0,8, по территории Германии – $1,4.

«Гудок», 26.05.2009