27.11.14

Через таможню с китайским товаром: особенности и риски

Таможенное декларирование груза из Китая ничем не отличается от таможенного декларирования товаров из Европы. По какой бы схеме вы не везли груз – по «белой» или «черной» – все равно при пересечении границы нужно пройти таможенное оформление. Но есть определенные нюансы, на которые стоит обратить внимание при работе с грузом из Поднебесной: об этом и о многом другом рассказали во второй день IV Российско-Китайского форума руководитель отдела логистики компании «Optim Consult» Татьяна Соболева и исполнительный директор компании EASTEX GROUR Павел Вишневский.

По словам Татьяны Соболевой, многие предприниматели сейчас активно используют альтернативный вариант – «серые» схемы. «У брокеров и транспортных компаний есть возможность растамаживать товар ниже риска, и это часто используется на практике. Когда брокер оформляет груз под свой контракт, а не под ваш, он предоставляет таможне те документы, которые считает нужными и в соответствии с которыми он заплатит ту пошлину, которая вам изначально была предложена», - отмечает Татьяна Соболева. Другими словами: брокер «в теме», он может договориться.

Сегодня очень трудно работать по «белым» схемам, особенно средним и мелким компаниям, имеющим небольшой товарооборот. «Оптимальным пунктом таможенного оформления на сегодняшний день остается тот пункт, где ваш представитель, декларант знает все «входы» и «выходы». Если вы не знаете такого брокера, сегодня не ваш день», - говорит эксперт.

Мелкий шрифт

«Если ваш код ТН ВЭД попадает под систему рисков, то практически не может быть речи о том, чтобы растамаживать груз по инвойсовой стоимости», - напоминает Татьяна Соболева. При этом на рынке транспортных услуг существует много недобросовестных компаний, которые, чтобы завлечь клиента низким прайсом, могут в три раза уменьшить реальную стоимость товара при «растаможке».

«Многие бизнесмены говорят: «Нам без разницы, какая стоимость товара указывается, мы заплатили и получим свой товар». Для вас нет никакой разницы ровно до тех пор, пока на таможенном посту не сменится начальник, не испортится настроение у инспектора и прочее. В лучшем случае вам выставят корректировочную стоимость, в худшем – товар конфискуют. И такие ситуации возникают очень часто, - подчеркивает спикер. - Если инвойсовая стоимость ниже, чем индекс таможенной стоимости, то таможня сделает корректировку стоимости, и в итоге конечная сумма станет больше той, которую вы заплатили за груз. Вы можете свою цену доказывать в суде и в 90% случаях окажетесь правы, но потеряете время: на все процедуры уйдет порядка 6 месяцев. Если речь идет о крупных суммах, то изымать их на полгода из оборота средств не всегда целесообразно».

Исполнительный директор EASTEX GROUR Павел Вишневский приводит другие цифры. По его словам, в судах Санкт-Петербурга соотношение выигранных и проигранных дел с таможней составляет примерно 50% на 50%, на Дальнем Востоке – в 80% случаях предприниматели выигрывают суд.

На вопрос ПРОВЭД, почему в регионах такое разное соотношение, Павел Вишневский отвечает: «Петербург находится ближе к Москве, ФТС, Верховному суду, поэтому в Северо-Западном регионе ведется серьезная работа по регулированию таможенной стоимости, до дальних регионов многое, скорее всего, не доходит». Предприниматели Северной столицы не хотят портить отношения с таможней, а потому пытаются найти иные пути решения проблем. «Договариваются, чтобы не судиться», - отмечает исполнительный директор компании. «Каждый раз, когда ваше предприятие будет иметь дело с таможней, вас будут корректировать, досматривать, взвешивать и так далее, - добавляет он. На Дальнем Востоке, видимо, на эту ситуацию оказали большое влияние прецеденты: кто-то стал судиться, и другие взяли с него пример.

Китайские сюрпризы

Чтобы избежать проблем в таможне, Татьяна Соболева советует внимательнее читать документы. «Когда вам предоставляют расчеты транспортной компании, очень часто внизу мелким шрифтом прописана возможная корректировка таможенной стоимости. Но клиент, увидев низкую цену, эту строчку не хочет замечать. Сегодня так работают 75% транспортных компаний. В случае чего, вы ничего не сможете сделать: вам придется самим платить добавочную стоимость. Потому, прежде чем подписывать документ, убедитесь, что там написано: «Таможенную корректировку не предоставляем».

Бывают моменты, когда закупщик не может быть уверен в том, что именно отправит китайский поставщик, предупреждает Павел Вишневский. Для получателя это сюрприз, а для таможенника - повод завести административное дело. Пример из жизни: клиент заказал металлические конструкции, а получил кирпичи, завернутые в фольгу. От таких курьезов никто не застрахован.

«Проходные цены»

На вопрос ПРОВЭД, как законно оптимизировать риски, Татьяна Соболева отвечает: «Для начала надо правильно кодировать продукцию. Нужно смотреть, чтобы код ТН ВЭД был, с одной стороны, грамотный и не нарушал таможенного законодательства, а, с другой стороны, минимизировал таможенные платежи: это возможно сделать. Безусловно, нельзя заменять фарфор грубой керамикой, но есть коды ТН ВЭД с похожим значением, но по одному из них платежи в разы выше, чем по другому, а ваш товар при этом подходит под тот код ТН ВЭД, где платежи ниже».

Помимо этого, обязательно нужно отслеживать «проходные цены» в таможнях. «Проходные цены» на Балтике и на Дальнем Востоке могут отличаться. Иногда из Петербурга клиенты не понимают, зачем везти товар через Дальний Восток, ведь это такой большой путь. На самом деле, «проходные» на Дальнем Востоке часто бывают настолько ниже, что весь этот большой отрезок железной дороги окупается разницей в таможенных платежах. Бывает, конечно, и наоборот», - отмечает руководитель отдела логистики компании.

Справка: «Проходная цена» - это цена, которую устанавливает таможня на тот или иной товар, руководствуясь профилями риска и внутренними документами. На практике эта цена чаще всего выше реальной стоимости продукта, вследствие чего провозить груз через границу по проходным ценам гораздо дороже.

ПРОВЭД