03.06.05

Через центр на скорости 90

Осенью должно начаться строительство южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). Решение об этом было принято петербургским правительством недавно, поскольку долго висел в воздухе вопрос с финансированием из федерального бюджета. ЗСД рассматривается российским правительством не как самостоятельный проект, а как часть КАД, без которой Кольцевая дорога будет менее эффективной. Поэтому скоростному диаметру присвоили федеральный статус.

Однако выделять средства на его строительство Москва не торопилась. Год назад во время визита в Петербург министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что в федеральном бюджете на 2005 год денег на ЗСД не будет. Речь шла о сумме 19 млрд руб. столько необходимо вложить в строительство южного участка. Г. Греф подверг критике обоснование инвестиций, подготовленное ЗАО НИПИ ТРТИ , бюро Генплана КГА и ГУП Ленгипроинжпроект .

По словам министра экономического развития, для строительства этой дороги нужна экспертиза западной фирмы-консультанта, которая имеет серьезный опыт концессионного строительства. А опираться на разработки российских организаций, недостаточно сведущих в таких вопросах, по меньшей мере опрометчиво, заявил Г. Греф. Насколько можно понять, министр не доверял не инженерной части проекта, а экономической составляющей ведь ЗСД, скорее всего, будет платным, а в этой сфере у нас действительно мало опыта. И все же месяц назад президент Владимир Путин по просьбе губернатора Петербурга Валентины Матвиенко подписал поручение правительству РФ о реализации проекта строительства Западного скоростного диаметра как крайне необходимой городу трассы. Так что теперь можно надеяться, что федеральные средства на ее прокладку мы все же получим.

Напомним, что ЗСД скоростная автомагистраль, которая пройдет с севера, от развязки с трассой Скандинавия у поселка Белоостров, через западную оконечность Васильевского острова, Морской торговый порт до соединения с КАД у станции Предпортовая на юге. Одна из главных задач трассы вывод транспорта из района Большого петербургского порта. Это не просто дорожная проблема, а экономическая и политическая. Вряд ли бизнес долго будет терпеть ситуацию, когда машинам с грузами по два-три дня приходится ждать выезда из порта.

Сегодня объем грузоперевозок через порт составляет 41,5 млн т в год, причем около 35% этих грузов доставляется автотранспортом, следующим через город. К 2010 году объем грузоперевозок должен превысить 60 млн т. Именно по этой причине строительство ЗСД хотят начать с южного участка от порта до КАД. Его протяженность составит 8,4 км. Кроме того, этот участок может стать впоследствии началом автобана Москва Петербург. Долго и тягостно решался вопрос, кому передать функции заказчика по проектированию и строительству скоростного диаметра. В ноябре минувшего года они перешли от ОАО Западный скоростной диаметр к комитету по благоустройству и дорожному хозяйству.

Но недавно городское правительство вновь изменило свое решение, приняв постановление о возложении этих обязанностей на комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Это мотивировалось тем, что проект будет осуществляться по совершенно новой схеме с привлечением федеральных бюджетных средств и частных инвестиций. Поэтому комитету по инвестициям, как говорится, и карты в руки. При этом часть функций заказчика вновь перекочевала к ОАО ЗСД , 100% акций которого принадлежит Петербургу.

В III квартале 2005 года будет проведен международный конкурс по выбору стратегического инвестора для заключения концессионного соглашения. Впоследствии эксплуатацию трассы планируется вести в рамках частно-государственного партнерства. Говоря о предполагаемых инвесторах, отметим, что строительство ЗСД может стать одним из совместных проектов Петербурга и Испании. Не исключено, что еще одним зарубежным стратегическим партнером станет и японская компания Марубени . Ведутся проектные разработки и по центральному участку ЗСД длиной 12 км, который должен соединить Морской порт с Приморским шоссе, а также по северному участку длиной 26 км, который пройдет от Приморского шоссе до поселка Белоостров.

Самым сложным и вызывающим много споров является вопрос, как город будет связан с Васильевским островом. Один из вариантов прокладка тоннеля в створе Наличной улицы. Его привлекательность состоит в том, что в тоннеле может происходить круглосуточное движение автотранспорта в отличие от разводных мостов. Но оно будет ограничено только четырьмя полосами движения. К тому же строительство тоннеля весьма сложно. Вторым вариантом является строительство моста, которое обойдется дешевле примерно на 40%. Но если его сделают разводным, это значительно уменьшит транспортные потоки.

Один из самых дешевых вариантов сооружение комбинации моста и эстакады. Какой из них будет принят еще в стадии решения. В целом строительство ЗСД, по предварительным подсчетам, должно обойтись в 57,4 млрд руб., из которых 50% предполагается привлечь в качестве инвестиций. Первый участок ЗСД южный должен быть ориентировочно построен до 2009 года, а весь проект завершен к 2011 году.

СПб Ведомости