Чиновники не справились с «дорожной картой» по таможне
«Дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования еще требует серьезных доработок. Эксперты недовольны ни ее текстом, ни тем, как идет реализация уже прописанных в «карте» мер. Как стало известно РБК daily, из запланированных мер по улучшению «таможенного климата» на сегодняшний день реализовано менее половины.
Сегодня в Минэкономразвития должны обсудить процесс реализации «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования. Документ летом прошлого года был одобрен правительством, и теперь рабочая группа под председательством вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло осуществляет мониторинг ее исполнения.
В бизнес-сообществе до сих пор считают, что «карта» далека от совершенства. В утвержденной Белым домом «карте» было 39 пунктов, пять из которых нужно было реализовать еще в прошлом году. Однако по итогам мониторинга выяснилось, что «путеводитель» пока практически не реализуется. По итогам прошлого года из пяти мер было реализовано только одна — сокращение сроков подготовки и получения документов со стороны Центрального банка. Согласно изменениям, ЦБ передал на федеральном уровне в ФТС сведения обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым контрактам.
«По остальным мероприятиям бизнесмены сочли действия таможни слишком формальными», — рассказывает директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко. Это прежде всего касается одного из ключевых предложений бизнеса по предварительному информированию о товарах, ввозимых на территорию России, в рамках системы управления рисками (3-й и 4-й пункты).
«Предварительное информирование ФТС внедрил только в автомобильных пунктах пропуска. Более того, оно используется только после представления перевозчиком транспортного средства и документов на транспортное средство и перевозимые на нем товары. Это делает эту новацию бессмысленной, поскольку сроки прохождения таможни не только не сократились, но в отдельных случаях даже увеличились», — сетует г-н Пироженко.
Кроме того, в 2012 году в рамках «дорожной карты» Минтранс должен был разработать меры по улучшению транспортной ситуации в морских портах (11 пункт). Минтранс его разработал, но забыл согласовать проект с заинтересованными ведомствами и предпринимательским сообществом. По мнению представителей рабочей группы, уже ушедший в правительство несогласованный проект не решил основных проблем. Бумажная волокита продолжается, а система одного окна по-прежнему не работает.
Опасения рабочей группы также вызывает мера, согласно которой в 2012 году было необходимо реорганизовать и ликвидировать региональные таможенные управления и посты. «На практике (это) означает изменение месторасположения постов, сферы их компетенции и т.д. В связи с этим решения ФТС России по реорганизации и специализации таможенных постов непосредственно сказываются на положении участников внешнеэкономической деятельности», — говорится в мониторинге (есть в распоряжении РБК daily). По мнению рабочей группы, эти меры могут нанести серьезный ущерб интересам участников внешнеэкономической деятельности.
В ФТС не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
РБК daily