16.06.25

​Число компаний-экспортеров из сектора МСП выросло в полтора раза

Интерес предпринимателей к внешнеэкономической деятельности продолжает восстанавливаться. За последние два года число небольших предприятий, которые занимаются экспортом, возросло в 1,5 раза: сейчас им занимаются 16% компаний малого бизнеса. Об этом говорится в исследовании ПСБ, «Опоры России» и НАФИ, которое они проводили при подсчете индекса RSBI (Russia Small Business Index). Оно есть в распоряжении «Известий».

Как пояснила старший вице-президент, руководитель блока малого и среднего предпринимательства ПСБ Ирина Жимерина, ссылаясь на данные Минэка, сейчас в России работает свыше 60 тыс. экспортеров в секторе МСП. Их доля в несырьевом неэнергетическом экспорте с 2019 года выросла более чем в 2,5 раза и составила 23%.

По словам эксперта, на текущий момент наиболее активно российские предприниматели экспортируют продукты питания, товары легкой промышленности и технологическую продукцию.

«В число востребованных пищевых продуктов входят мука, крупы, растительные масла, фрукты, овощи. По линии легкой промышленности МСП поставляют на внешние рынки готовую одежду, текстиль (ткани, полотна), трикотаж, меховые изделия, изделия из кожи и обувь. В части технологий поставки также весьма разнообразны — от ПО и ИТ-услуг до инновационных разработок в области медицины, энергетики и сельского хозяйства», — уточнила Жимерина.

Согласно исследованию, наиболее активное направление экспорта — страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), среди них основным торговым партнером выступает Белоруссия. Частота поставок в эту страну за два года выросла с 31% до 55% благодаря снятию торговых барьеров и созданию благоприятных условий для бизнеса. А вот активность поставок в Казахстан, напротив, сократилась за год с 57 до 46% на фоне ужесточения санкционного давления.

Кроме того, остаются тесные экономические связи с Ближним Востоком — третий год растут поставки в Турцию, 7% экспортируют в ОАЭ и другие страны в этом направлении.

Помимо экспорта российские малые компании занимаются покупкой и ввозом товаров в Россию. Так, главным импортером для предпринимателей остается Китай: с ним за последний год сотрудничали 73% МСП. Как и в случае с экспортом, в рамках ЕАЭС предприятия активнее покупают товары из Белоруссии (16% компаний), в то время как из Казахстана и Армении бизнес, напротив, стал ввозить реже. Вместе с тем, несмотря на усиление санкций, продолжает расти импорт продукции из Европы.

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Патрушев 30 мая указал на необходимость продолжать открывать новые рынки для развития экспорта российского зерна. По его словам, перспективы наращивания экспорта нужно рассматривать и через призму расширения логистических возможностей. Кроме того, он подчеркнул важность международной кооперации.

Известия