17.03.11

Что будет с авторынком Приморья после японской трагедии?

Судьба авторынка Приморья после японской катастрофы волнует жителей края, пожалуй, не меньше, чем уровень радиации в атмосфере. Народ обсуждает перспективу появления на «Зеленом углу» иномарок-утопленников и радиоактивных легковушек. Скорбно констатирует взлет цен на бэушные тойоты и хонды, случившийся за несколько последних дней. Планирует поездки в Страну Восходящего солнца, чтобы впрок запастись запчастями, вдруг дефицит возникнет. Гадает на кофейной гуще, не похоронят ли последние события на Японских островах автобизнес Приморья окончательно. С вопросами, которые на слуху у всех автомобилистов, «Комсомолка» обратилась к председателю общественного движения «Защита прав автомобилистов Приморского края» Дмитрию Пенязю, доктору экономических наук, профессору Александру Латкину, а также в пресс-службы Дальневосточной таможни и транспортной группы FESCO.

Не «засветятся» ли радиацией иномарки из Японии?

- На судах FESCO, работающих в рамках японских линейных сервисов, введены повышенные меры безопасности,- сообщила «КП» руководитель пресс-службы Дальневосточного морского пароходства Татьяна Куликова. - Изменены маршруты захода в японские порты, вводятся дополнительные меры по дозиметрическому контролю для тщательного мониторинга уровня радиоактивности на борту судна.

Суда компании ходят в основном в порт Иокогама. Реже в Токио. Из Японии они доставляют автомобили и спецтехнику. Чтобы быть полностью уверенными, что грузы безопасны, FESCO для своих судов ввела правило: каждый капитан должен получить от сюрвейера сертификат об отсутствии заражения радиоактивными веществами.

Контроль усилили и таможенники.

- В повышенной готовности находятся морские таможни – Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская,- сообщает пресс-служба Дальневосточной таможни. - С 11 марта ведется мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей природной среды - каждые четыре часа специалисты подразделений таможенного контроля замеряют радиационный фон.

Почему подорожали бэушные автомобили?

- Дилеры просто пользуются смятением в умах потенциальных покупателей, которые напуганы перспективой приобрети иномарку, которой довелось поплавать в морской воде,- считает Дмитрий Пенязь. – На самом деле в пострадавших от цунами районах развитых авторынков никогда и не было. Там был только завод по производству спецтехники. Вот она вероятно подорожает.

По мнению специалиста, объективно япономарки должны упасть в цене. В Стране Восходящего солнца сейчас острый дефицит автомобильного топлива. И когда ситуация уляжется, вероятно, многим японским семьям будет слишком накладно содержать даже один автомобиль. Их будут сбрасывать их на вторичный рынок. А значит, ценник должен снизиться.

Стоит ли ожидать дефицита на авторынках?

- На некоторое время можно ожидать некоторого сокращения поставок,- прогнозирует Александр Латкин. – Ведь в Японии приостановили работу многие автозаводы. На нынешнем запасе рынок продержится месяца два. Но не думаю, что возникнет дефицит в прямом смысле слова. Ведь многие приморцы воздержатся от покупки авто из-за настороженности.

Дмитрий Пенязь полагает, что ввоз может уменьшиться примерно на срок 2-3 месяца, пока в Японии не наладится нормальная жизнь. Сейчас некоторые поставки откладываются из-за перебоев с электричеством, со связью. Но аукционы продолжают работу даже в нынешних тяжелых условиях. Но глобального сокращения авторынка Приморья ждать не стоит.

Комсомольская правда во Владивостоке