14.10.15

Что должно стать основой развития контейнерных перевозок в первую очередь?

Павел Соколов, генеральный директор ОАО «РЖД Логистика»:

– Капитальные инвестиции должны направляться главным образом на повышение качества предоставляемых услуг, так как, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру в сегменте контейнерных перевозок, существуют определённые потери, грузы, пусть не массово, но всё же уходят на альтернативные виды транспорта. Значит, нам необходимо работать над качеством услуг, в том числе повышать скорость доставки грузов. Кроме того, если мы хотим ехать дороже конкурентов, мы должны ехать качественнее. Повысить качество можно, внедряя ERP-системы – системы управления потоками, которые в перспективе позволят игрокам рынка минимизировать издержки.

Семён Резер, президент НП «Гильдия экспедиторов»:

– Основой дальнейшего активного развития этого рынка должен быть инновационный подход. Во-первых, сами контейнеры должны быть современными, особенно с учётом специализации по различным типам грузов, таких, например, как скоропортящиеся товары. За рубежом перевозки в специализированных контейнерах хорошо развиты, а значит, и мы не должны отставать. Также необходимо вкладывать средства в инфраструктуру – в терминальное хозяйство. Надо повышать информационный уровень управления контейнерными перевозками до 4pl и выше, а это техническое оснащение, программное обеспечение. Ну и, помимо прочего, надо менять систему ценообразования – она должна быть более гибкой, с учётом текущих экономических условий, это позволит забрать дополнительные объёмы грузов с автотранспорта. И ещё один немаловажный момент – скоростные поезда. Развивая скоростное пассажирское сообщение, надо изыскать возможность создания скоростных контейнерных маршрутов. В нашей стране, на наших расстояниях это очень и очень выгодное дело. И конечно, мы должны развивать отношения с морскими перевозчиками, налаживать взаимодействие в портах с помощью кластерного подхода – создавать мультимодальные логистические центры с участием всех заинтересованных сторон. Комплексное развитие с учётом всего вышесказанного поможет поднять контейнерные железнодорожные перевозки на качественно новый уровень.

Лев Марков, заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО «Модуль»:

– С нашей точки зрения, первоочередной целью капитальных инвестиций игроков рынка контейнерных перевозок должно быть развитие терминальных мощностей, в первую очередь так называемых сухих портов. Понятно, что на рынке присутствуют и те компании, которые уже обеспечили себя такими мощностями на годы вперёд, но если говорить о нашей компании, то, пожалуй, главная задача на сегодняшний день – развитие терминальной сети. Другие объекты капитальных инвестиций – подвижной состав и собственно контейнеры – в скорейшем обновлении и наращивании не нуждаются.

Сергей Желаннов, вице-президент Ассоциации российских экспедиторов:

– Не так давно на рынке контейнерных перевозок ощущался определённый дефицит железнодорожных платформ, вследствие чего имели место некоторые задержки доставки грузов, в первую очередь в Дальневосточном регионе. Так что, по моему мнению, чтобы не допустить такой ситуации в дальнейшем, необходимо направлять инвестиции на закупку подвижного состава.

Ещё одна болевая точка, нуждающаяся в капиталовложениях, – терминальные мощности, требующиеся для перевалки контейнерных грузов, причём как портовые, так и «сухопутные». Из-за нехватки терминалов приходится многое делать фактически «на коленке». Резюме: если есть деньги, вкладывать их необходимо в подвижной состав и в развитие инфраструктурных мощностей.

Что же касается самих контейнеров, то, с моей точки зрения, нехватки этого ресурса сейчас никто не испытывает. Однако надо понимать, что в этой области существует зависимость от импорта: да, есть и отечественные контейнеры, но, как правило, закупаться все идут на китайский рынок. Возможно, при наличии необходимых финансовых средств, было бы неплохо развивать производство отечественных контейнеров. Но в этом случае необходимо просчитать всю экономику такого проекта, чтобы окончательно понять, выгоднее закупать их за рубежом или же строить у себя. Но скорее всего, в отсутствие дефицита контейнеров на рынке вряд ли кто-то будет рассматривать эту идею всерьёз.

Гудок