21.06.06

Что поможет вылечить российский транзит?

В целях оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка перевозок и потребности грузоотправителей и грузовладельцев необходимо предоставить ОАО "РЖД" право гибко регулировать транзитный тариф. Такое мнение высказал в прошедшую пятницу во время работы "круглого стола" на тему "Транзитный потенциал России" в редакции газеты "Гудок" заместитель начальника управления Федеральной службы по тарифам Александр Синев. Это, по его мнению, решило бы многие проблемы, связанные с выработкой тарифной политики. "Иногда проблемы требуют оперативного решения, которое через государственный аппарат провести зачастую бывает очень сложно", - подчеркнул он. Возможность наделения "Российских железных дорог" таким правом обеспечило бы должную оперативность.

Позицию ОАО "РЖД" за "круглым столом" представлял первый вице-президент компании Вадим Морозов. В своем выступлении он отметил, что привлечению дополнительных объемов транзитных грузов на железные дороги РФ мешает в первую очередь "отсутствие целостного продукта транспортных услуг".

Как отметил Вадим Морозов, в последние годы происходит некоторое сокращение объемов транзитных перевозок. В 2005 году объем перевозок транзитных грузов составил 17,4 млн.тонн. "Традиционно значительную долю в транзите занимает нефть и нефтеналивные грузы 50-51%. Часть нефтяных грузов, ранее шедших из Казахстана и Азербайджана через Россию по железной дороге, перешла на трубопроводы, говорит он. Мы потеряли и очень приличный объем зерна, который следовал из Казахстана". Вместе с тем есть и позитивные тенденции: стабильно держится перевозка металлов, в транзите появился уголь, активно растет транзит автомобилей и комплектующих к ним.

"В целом, в транзитных перевозках компания приближается к более дорогостоящим видам грузов, - отметил Вадим Морозов. Но тот факт, что мы в год перевозим только 184 тыс. контейнеров, нас, конечно, не устраивает".

Напомним, что мировой рынок контейнерных перевозок оценивается в параметре порядка 37,7 млн. контейнеров в год, из них на Европейский и Тихоокеанский рынок приходится 14 млн. контейнеров. "Невозможно даже представить себе, чтобы эти потоки развернулись в сторону от морского пути, особенно в части производителей Южного Китая и Южной Кореи с их мощными портами, пропускные способности которых позволяют переваливать до 20 млн. контейнеров в год. В то же время северо-западные и северные районы, а также центральная часть Китая формируют сегодня контейнерную базу в объеме порядка 1,3 млн. контейнеров в год", - считает Вадим Морозов. С учетом грузопотока из Японии, Южной Кореи потенциальные объемы, которые сможет привлечь ОАО "РЖД", работаю современно и качественно порядка трех миллионов контейнеров. "Однако надо быть реалистами - для нас это неподъемная цифра в период до 2015 года. Сегодня в планах компании к 2015-му выйти на объемы 750-800 тысяч транзитных контейнеров в год.

По словам Вадима Морозова, несмотря на то, что ОАО "РЖД" и располагает достаточной инфраструктурой и подвижным составом, основной проблемой компании является то, что она не создает целостный продукт. "Мы не смогли использовать свой инфраструктурный потенциал, не имея нормальной логистики и опыта работа по таким проектам", - констатирует Вадим Морозов.

"В 2004 году, - отметил Вадим Морозов, - "Российские железные дороги" сделали все, чтобы состоялся Международный транспортный коридор "Север - Юг". Он был полностью подготовлен для грузов, следующих из стран Северной, Восточной и Западной Европы в южном направлении - на Азербайджан, Иран и Индию. Сегодня, не по нашей вине, этот коридор задействован, увы, слабо". Полноценное же использование маршрута возможно в том случае, если он свяжет прямым железнодорожным сообщением северо-западные порты России с Индией. Одним из важных этапов здесь является строительство в Иране линии Казвин Бенде-Аббас. Реализация этого проекта позволит по железнодорожной сети двигаться с севера России до Индии включительно", сказал Вадим Морозов.

Естественно, что ОАО "РЖД" в отношении транзита делает ставки на то, что ОАО "ТрансКонтейнер", став дочерним обществом, получает совершенно новые возможности для своего развития. Для этого, по словам генерального директора ОАО "ТрансКонтейнер" Петра Баскакова, необходимо создание мощной агентской сети, прежде всего, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Европы. Петр Баскаков подчеркнул перспективность проекта логистического центра в Славкове в связи с тем, что вагоны могут входить в Восточную часть Европы без перегруза с одного типа подвижного состава на другой. Его реализация даст "ТрансКонтейнеру" дополнительные преимущества. Кроме того, как добавил генеральный директор ТрансКонтейнера, в настоящее время рассматривается вопрос о создании совместного предприятия с Финскими железными дорогами, которое будет оперировать парком подвижного состава и контейнерами на территории Финляндии, в перевозках между Россией и Финляндией, а также транзита по территории России.

При этом, как подчеркнул в ходе своего выступления Петр Баскаков, ни ОАО "РЖД", ни операторские компании не могут самостоятельно решить всех проблем, которые сегодня существуют с таможенными органами. "То, что каждый контейнер простаивает под таможенным досмотром - не добавляет нам конкурентных преимуществ. Такие проблемы значительно увеличивают сроки доставки, по которым мы выигрываем у морских перевозчиков. Без государственной поддержки в этом вопросе работать будет сложно", - говорит он.

Проблемы тарифной политики в части транзита обозначил Александр Синев. Прежде всего, это отсутствие четко выработанных критериев в подходах к этому вопросу. "Если рассматривать структуру транзитных грузопотоков, то мы видим, что львиная доля приходится на сырьевые грузы. Здесь самое главное найти баланс между организациями железнодорожного транспорта, российскими экспортерами, экономики в целом и тех грузовладельцев, которые осуществляют перевозки по территории РФ". Вторая проблема, по словам Александра Синева, это обеспечение рентабельности перевозок. "Здесь важно не отбрасывать возможность многовариантности маршрутов транзита из стран АТР, - говорит он. - Но и здесь надо соблюсти баланс, чтобы не допустить полного или существенного переключения объемов перевозок по Транссибирской магистрали".

Еще одной проблемой, по словам Александра Синева, является недостаточная задействованность в части выработки тарифной политики транзитных направлений через сухопутные погранпереходы.

В целом, вывод однозначен - сегодня всем участникам перевозочного процесса не хватает четкого понимания в определении транзита. Так, вице-президент Ассоциации российских экспедиторов Сергей Желаннов сообщил, что в настоящее время АРЭ занимается подготовкой законопроекта, в котором будут сформулированы функции государственных органов, осуществляющих контроль за транзитными грузами. По его словам, законопроект должен обеспечить нормативную базу, которая стабилизирует рыночную ситуацию с транзитными грузами. Таким образом, грузоотправитель получит главное, на чем строится транзитный бизнес, стабильность условий перевозки.

Необходимость в сближении двух транспортных прав восточного и западного - подчеркнул и Вадим Морозов. Как он сообщил, странами-участницами на 34-й Сессии Совещания Министров транспорта ОСЖД, состоявшейся 13-15 июня в Софии принято решение о введении с сентября текущего года унифицированной электронной накладной ЦИМ/СМГС, призванной облегчить пересечения погранпереходов и сокращения времени по передаче грузов на межгосударственных стыках.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" также сообщил, что на Совещании министров транспорта ОСЖД российской стороной был поставлен вопрос о необходимости разработки единого универсального документа, регламентирующего правовые и технологические аспекты работы железнодорожного паромного сообщения. По словам Вадима Морозова, ОАО "РЖД" уже реализован ряд проектов на Каспийском и Черном морях, а в ближайшее время начнет работу железнодорожно-паромная линия, связывающая российские порты Усть-Луга и Балтийск с последующим выходом на порты Германии, в частности, на порт Засниц. "Нельзя допустить, чтобы отсутствие нормативной базы стало препятствием для развития этих перспективных транспортных технологий", - считает Вадим Морозов.

Решению существующих проблем во взаимоотношениях компаний, работающих на рынке транзитных перевозок, с таможней и другими государственными структурами, может помочь создание особой структуры в рамках Министерства транспорта РФ, которая на государственном уровне займется координацией действий всех заинтересованных сторон. По словам Сергея Желаннова, вопрос уже обсуждался с министром транспорта Игорем Левитиным, и соответствующий документ будет подготовлен уже в августе.

rzd-partner.ru 21.06.06