11.01.10

Что скрывалось за очередями на российско–латвийской границе

Под занавес прошлого года сотни дальнобойщиков застряли на российско–латвийской границе. Причем на сей раз не с латвийской стороны, а с российской. Почему? Что поставило 70 процентов латвийских автоперевозчиков перед угрозой неплатежеспособности?

"Вести Сегодня" отправилась к президенту ассоциации автоперевозчиков "Латвияс авто" Валдису Трезиньшу.

Досмотр — по полной

— Сразу уточню — на российской стороне прежде ничего подобного не бывало. От силы пару десятков машин. А тут под Рождество очередь доходила до 1500 машин, под Новый год — 170. Дальнобойщикам до недели приходилось простаивать на границе.

— Причина?

— Россияне приняли дополнительные меры по контролю латвийских перевозчиков. Нас перестали пропускать по облегченной процедуре досмотра и подвергли полной. То, что произошло летом с литовскими перевозчиками, случилось и с нами. А причина в том, что некоторые латвийские перевозчики нарушили таможенное российское

законодательство. — Как именно?

— Существует так называемая конвенция TIR, регламентирующая порядок прохождения международных грузов через границы и осуществление таможенных платежей. Если ты имеешь соответствующую книжку, то можешь, скажем, из Португалии до Узбекистана идти по одной процедуре. Книжка — гарантия того, что груз будет доставлен до конечной таможни и предъявлен ей. Однако среди латвийских перевозчиков нашлись те, кто нарушил порядок и при ввозе груза в Россию не предъявил его таможне. Действовали они не в одиночку. Понятно, что без участия отправителя–получателя груза тут не обошлось. Но ответственность падает на перевозчика.

По идее, груз на границе отмечается, но не растаможивается и идет до таможенного склада на конечном пункте. Скажем, в Москве. Но они не дошли до указанного в пункте назначения таможенного склада. Грузы проходили напрямую к получателям. В результате российский бюджет не получал таможенные платежи.

— Много?

— Россияне называют миллион евро.

— Много ли было подобных эпизодов?

— 13 случаев с восемью фирмами.

— Возвращены ли деньги России?

— "Латвияс авто" перечислила 19 миллионов рублей, более 300 тысяч латов. Сейчас эти суммы выложила страховка, но их придется покрывать перевозчикам. Из–за нескольких недобросовестных фирм теряют все.

— А какова сейчас ситуация на границе?

— По словам нашего таможенного атташе в Москве Айвара Кузнецова еще 31 декабря российские ведомства получили распоряжение об отмене усиленного контроля латвийских перевозчиков. Ведь мы отправили деньги. Но официального письменного распоряжения пока не было.

Идет борьба за грузы

— Не секрет, что и в прошлые годы грузы, следующие в Россию фурами, уходили налево. Почему же именно сейчас возник скандал?

— Кризис. Борьба за грузы, потоки обострилась. У россиян есть рычаги давления, а теперь появились и причины жестких действий. Нарушения ведь были. Можно спорить лишь о том, адекватно ли было применять жесткие действия ко всем фирмам–перевозчикам, заставлять водителей, чьи фирмы не виноваты, неделю стоять на границе. Да еще зимой, при сильном морозе.

— Как россияне могут использовать эту ситуацию в борьбе за грузы?

— Клиенты начнут отказываться от наших машин и переходить к другим. Так же, как это было летом при похожем сценарии в Литве. Литовцы тогда потеряли около 40 процентов грузов. Часть перешла к нам, к другим перевозчикам.

— То есть из наших портов грузы в Россию будут вести дальнобойщики россияне, литовцы?

— Из портов мы везем немного грузов. В основном — из Европы через Латвию в Россию. И наших автоперевозчиков могут заменить польские, российские, белорусские. Ведь заказчики груза — россияне. И им не нужны проблемы с простоем транспорта, который оборачивается убытками.

— Можно ли подсчитать потери латвийских перевозчиков за эти недели долгого ожидания на границе?

— Порядка трех миллионов евро. Ведь на границе порой приходилось стоять неделю, а прежде дорога до пункта назначения и обратно занимала столько времени. Сутки же простоя для перевозчика оборачиваются примерно в 200 евро.

— А сколько грузов мы уже потеряли?

— Массовых случаев пока нет, есть отдельные сигналы. Хотя определенно можно будет сказать, когда восстановится объем перевозок. Пока он еще не восстановился.

— Литовцам с лета удалось вернуть часть утраченных грузов?

— У них сейчас открылись новые возможности — в связи с нашими проблемами. Впрочем, мы у российских грузополучателей на хорошем счету. Ведь наши перевозчики достаточно надежные. Это факт. Поэтому не думаю, что все в одночасье отойдет к конкурентам. Вообще после вступления в ЕС, начиная с 2004 года, перевозка транзита латвийскими автоперевозчиками увеличилась вдвое. Тогда на международных перевозках работало около 6 тысяч латвийских машин, а к концу 2008–го — 12 тысяч.

Отзвук ордена для Мишо

— Если возвратиться к ситуации на границе. Только ли экономика замешана? У Литвы проблемы с перевозками возникли после "разборок с Калининградом", у нас — вскоре после того как Затлерс вручил в Тбилиси Саакашвили высшие награды Латвии…

— Я не исключаю и политический момент. Очевидно, тут комплекс. Россияне защищают свой рынок. Они приняли концепцию сокращения доли иностранных перевозчиков на своем рынке. У них методов больше и рычагов тоже. Мы, конечно, привыкли к более открытой конкуренции.

— А что с латвийскими фирмами–наруштелями, которых Александр Вешняков назвал "уродами", подставляющими всю отрасль?

— Они исключены из системы TIR, их деятельность приостановлена. Сейчас идет речь о лишении их лицензии. Короче, перевозками они уже не смогут заниматься. К слову, в наш бизнес в последние годы пришло немало дилетантов. Работали в строительстве, имели хорошие прибыли. Когда там заглохло, решили податься в перевозку. Думали, что особенно вкладывать не придется. Берем машину в лизинг и начинаем зарабатывать. Не вышло. Проблемы создали новички, пришедшие в последние годы.

— Но вот мой знакомый, занимающийся транзитными перевозками, говорил, что это не такое дешевое дело. За лицензию нужно платить порядка 15 тысяч латов. И кроме того, по вашим же озвученным в СМИ данным, около 70 процентов наших перевозчиков перед угрозой неплатежеспособности. Почему?

— Я бы сказал так: у них финансовые проблемы. В последние годы перевозчики брали много новых машин. По 2–3 тысячи ежегодно. Обновляли подвижной состав, чтобы удержаться на рынке. Министерства, "зеленые" приветствовали их. Давайте, давайте, Европе все новое нужно. А когда грянул кризис, они оказались в самой невыгодной ситуации. Банки не захотели их финансировать, цены перевозок упали, конкуренция усилилась. Финансовые проблемы у тех, у кого лизинговые машины. Тот же, кто не развивался, вел себя осторожно, может выдержать уровень цен на рынке. А кое–кто, как видим, вынужден принимать предложения, создающие проблемы для всех перевозчиков.

— Банкротств много?

— Есть. Но не массовые. Хотя банкротируют и крупные фирмы. Машины забирают банки. Начало этого года, судя по всему, будет особенно тяжелым для перевозок. Еще часть фирм уйдет из этого бизнеса. Но тот, кто удержится, к концу года должен начать подниматься.

А Затлерс отсиделся в кустах

— Литовцы довольно быстро уладили свои проблемы с перевозками. Мы же еще даже официальных распоряжений не получили о нормализации. Не потому ли, что в Литве в решении проблемы участвовали первые лица страны начиная с президента — Грибускайте лично звонила Путину?

— Из латвийских политиков очень активно в этот процесс включился МИД Латвии, наш посол, были в Москве и латвийские таможенники. По неофициальной информации, весь процесс исходил от высшего руководства России, таможня не перечислила в казну деньги, поэтому важна была бы и реакция высшего руководства нашего государства. Если бы оно включилось в процесс, он, возможно, пошел бы легче. И перевозчикам не пришлось бы выкладывать последнее. И смогли бы договориться по–другому, как это сделали литовцы.

— Спасибо за беседу.

"Вести Сегодня" № 4