18.02.09

Чтобы избежать ошибок резидента

По мере накопления опыта работы ОЭЗ на территории России неизбежно возникают вопросы, которые можно решить либо путем регулирования законодательной базы, либо в результате совместной работы сторон по разъяснению тех или иных положений, возможно, неправильно понятых или неверно истолкованных.

Так, в рамках IХ Международной выставки «Таможенная служба-2008» состоялся «круглый стол» по таможенному регулированию в особых экономических зонах, вызвавший заинтересованный диалог как со стороны государственных органов в лице ФТС России и РосОЭЗ, так и со стороны резидентов. Как показала дискуссия, даже в рамках такого общения «неразрешимые» проблемы резидентов ОЭЗ можно решить в считанные минуты.

Поэтому не случайно представители ФТС России призвали резидентов ОЭЗ чаще контактировать с таможенниками как в лице специалистов Федеральной таможенной службы, так и со специалистами на местах. Конечно, лучшим вариантом для резидентов ОЭЗ является наличие штатного специалиста по таможенному оформлению или использование услуг таможенного брокера. Как посоветовал помощник заместителя руководителя ФТС России Валерий Бышо-вец, при возникновении вопросов при таможенном оформлении лучше «сходить за разъяснениями в таможенный орган или написать письмо», чем неправильно оформить документы. Экономится не только время, но и средства.

Как сетовали резиденты ОЭЗ, таможенники плохо понимают специфику грузов для особых экономических зон технико-внедренческого типа и зачастую задают «просто бессмысленные вопросы». Однако с другой стороны, вынуждены признавать резиденты ОЭЗ, «и таможенников можно понять, потому что они в своей практике вряд ли когда-либо сталкивались с такого рода грузами», отсюда и наиболее часто встречающаяся проблема при таможенном оформлении – декларирование таможенной стоимости.

Работу по реализации закона по особым экономическим зонам в ФТС России начали еще в 2006 году с четким пониманием того, что создание ОЭЗ – это важное звено диверсификации экономики страны, внедрение ее в мировое разделение труда. Поэтому, сказал Валерий Бышовец, «таможенные органы будут стремиться снизить издержки бизнеса при инвестировании в ОЭЗ». В настоящее время нормативная база по таможенному оформлению и таможенному контролю в ОЭЗ сформирована, однако для того, чтобы почувствовать, как все работает, необходимо развитие самих ОЭЗ.

В этом смысле опыт работы Елабужского поста Татарстанской таможни в ОЭЗ «Алабуга», заработавшего в полную силу с апреля 2008 года, представлял несомненный интерес для всех участников «круглого стола». Сама же ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» начала функционировать с ноября 2007 года. На момент начала работы таможенного поста в «Алабуге» были зарегистрированы семь резидентов, из которых три – активно действующих. По словам начальника службы организации таможенного контроля Приволжского таможенного управления Сергей Ждановича, с августа 2008 года заработала система электронного декларирования. «Электронное декларирование наиболее эффективно, когда участник ВЭД прилагает усилия по развитию своих логистических процессов и по электронному предоставлению данных, – считает он. – Участникам ВЭД надо формализовать свой документооборот».

Непродолжительная работа таможенного поста выявила и некоторые проблемы, в том числе, по словам Сергея Ждановича, завершение поставки, поставка железнодорожным транспортом в ОЭЗ. В этом случае товар поступает на контейнерную площадку нерезидента. Налицо нормативная и технологическая проблема, поскольку необходимо, чтобы приемка груза осуществлялась на контролируемой площадке резидента.

На ряд проблем, возникающих у резидентов ОЭЗ при таможенном оформлении, обратила внимание и начальник отдела взаимодействия с таможенными органами РосОЭЗ Ирина Москалева. В частности, она полагает, что «необходимо упростить порядок отчетности резидентов ОЭЗ для таможенных органов», находя существующий порядок чрезмерным и излишне подробным. Но этот порядок регламентирован нормативными документами, и таможенные органы, в свою очередь, не считают, что он плох. Как показала дискуссия, у ФТС России и РосОЭЗ есть свои точки зрения, не всегда совпадающие, для решения тех или иных проблем при таможенном оформлении в ОЭЗ. Тем не менее это не мешает двум ведомствам эффективно взаимодействовать для решения важной государственной задачи по привлечению инвестиций в Российскую Федерацию.

Валентина ДУДКОВА
Журнал "Таможня"