19.04.11

Чужой транзит

В 2010 году всеми предприятиями российского транспортного комплекса было перевезено почти 10 млрд тонн грузов. Грузооборот вырос на 4%, пассажирооборот - на 4,4%. Грузо оборот магистрального железнодорожного транспорта составил 1205,8 млн тонн, что на 8,8% больше, чем в 2009 году. Объемы перевозок грузов автотранспортом почти удвоились и достигли 5,24 млрд тонн. Об этом говорилось на очередном съезде Союза транспортников России.

Центральный вопрос съезда - пути повышения конкурентоспособности и рентабельности транспортных предприятий. "Если судить по статистике, представленной участниками съезда, дела в отрасли обстоят в целом неплохо, - отметил президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик. - Однако статистика часто не отражает противоречивые процессы, реально происходящие в отрасли. Конкурентоспособность и рентабельность пока не стала системной государственной политикой в построении новой экономики, отчего страдают в первую очередь отечественные предприниматели. Россия - страна с громадной территорией, и отечественные экспедиторы могли бы получать хорошие доходы от транзита, но сегодня оформлением перевозок по Транссибу занимаются главным образом иностранные фирмы, для российских нет соответствующей нормативной базы. Транспортная составляющая перевозок между Европой и Азией - $60 млрд. Почти вся она оказывается у иностранных экспедиторов".

Еще одна проблема отрасли - качество автомобильных дорог. Как отметил президент Союза транспортников Виталий Ефимов, из-за плохого состояния дорожного покрытия скорость передвижения грузов в России равна примерно 300 км/сутки, в Европе этот показатель приближается к 1500 км/сутки.

"Одна из причин этого кроется в системе управления транспортом, которая сложилась в стране, - отмечает Ефимов. - До сих пор перевозки учитываются в тонно-километрах, которые поощряют затратные методы управления отраслью. Для исправления ситуации нужны новые показатели производительности подвижного состава, что позволило бы даже при нынешнем вагонном парке удовлетворять запросы клиентов. Высокая стоимость перевозок, низкая скорость и высокая аварийность объясняются и тем, что в стране еще велик парк автомобилей с низкими экологическими показателями и параметрами безопасности. Именно такие машины и создают основную статистику аварийности".

Что же касается автомобилей, отвечающих нормам ЕВРО-5, то их всего 17%, и они недешевы. Парадокс, но тягачи VOLVO, SCANIA и другие, которые стали производить в России, оказываются на 20-25% дороже, чем те же модели, ввезенные и растаможенные по всем правилам. По словам президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, это одна из причин, по которой в России все уверенней чувствуют себя иностранные перевозчики. Только за 2009-2010 годы доля российских компаний в сфере международных перевозок упала до 30%.

"Для исправления ситуации российскому правительству необходимо смелее передавать функции регулирования в транспортной сфере профессиональным общественным организациям, - подчеркнул Евгений Москвичев. - В Аргентине 80% разного рода разрешений и лицензий выдают именно союзы перевозчиков. Но и сегодня в регулировании транспортной сферы можно многое сделать. Так, нормативами отведено 100 дней для возврата НДС, но российские предприниматели могут добиваться его возврата полгода. Услуги разного рода околотаможенных структур в России в 10 раз дороже, чем в Казахстане и Беларуси. Это может стать критически важным после 1 июля 2011 года, когда таможенное оформление экспортных и импортных грузов окончательно переместится на внешние границы стран Таможенного союза - в Беларусь и Казахстан. В результате перевозчики предпочтут фирмы этих стран и переведут оформление грузоперевозок из России в соседние страны. Это сократит доходы российского бизнеса, но более серьезными могут стать долгосрочные последствия".

Российская газета