17.06.08

Дальневосточные таможенники обеспокоены затовариванием морских портов

Из-за одновременного подхода судов задерживаются сроки оформления грузов.

С проблемой затоваривания складов временного хранения в морских портах всё чаще сталкиваются дальневосточные таможенники. Сегодня эта проблема коснулась почти всех международных морских портов на Дальнем Востоке. Если Магадана, Посьета, портов в бухтах Троицы и Славянка это коснулось в меньшей степени, то в таких крупных морских портах как Владивосток, Восточный, Находка, а кроме них и в порту Петропавловск-Камчатский, в которых постоянно увеличивается количество прибывающих под обработку судов и наращиваются объёмы переработки внешнеторговых грузов - проблемы пропускной способности ощущаются с каждым днём всё острее, сообщает РИА Север ДВ пресс-служба ДВТУ.

Особенно остро проблема затоваривания коснулась крупных портов Приморского края - Владивосток, Восточный, Находка. Так, Находкинской таможней в марте и апреле этого года проведен анализ продолжительности таможенного оформления контейнеров с транзитными товарами и сроков отправки этих же контейнеров с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания". Как стало видно из результатов анализа, на оформление одной транзитной декларации с одиночным контейнером в таможенном посту "Морской порт Восточный" затрачивается 20 -25 минут рабочего времени, при условии, что представленные таможенному органу документы содержат все необходимые сведения, предусмотренные п.2 ст. 81 Таможенного кодекса РФ и соблюдены все необходимые условия, предусмотренные п. 3 ст.80 Таможенного кодекса РФ, при которых выдается разрешение на транзит.

Между тем, с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" лишь 2 % партий товаров отправлялись на следующие сутки после выдачи таможенными органами разрешения на транзит, основная часть (72 % партий товаров) отправлялась в срок от 2 до 7 суток после выдачи разрешения на транзит, 26% партий товаров оправлялось в срок, превышающий 8 суток после выдачи разрешения на транзит. В начале мая на территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" находилось уже около 1600 неотправленных контейнеров с транзитными товарами, по которым было выдано разрешение на транзит в апреле этого года.

Аналогичные проблемы и во Владивостокской таможне. Возникшие в первые дни после реорганизации некоторые трудности с оформлением автомобилей в настоящее время утратили свою остроту. Сегодня сотрудники Первомайского таможенного поста и таможенного поста "Морской порт Владивосток", уполномоченные оформлять автотранспортные средства, ежедневно оформляют 1200 - 1300 автомобилей, тогда как ранее этот показатель не превышал 800 - 900 авто в день. Как и ожидалось, после реорганизации повысилось качество таможенного оформления, достоверность заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений. Тем не менее, проблемы существуют и решение большинства из них вне компетенции таможенных органов.

Похожая ситуация и в Камчатской таможне. Через таможенный пост "Морской торговый порт Петропавловск-Камчатский" импортируются в основном автомобили и запасные части к ним, а также строительные материалы. Основной ввоз товаров осуществляется через торговый порт, в зоне деятельности которого функционирует склад временного хранения открытого типа. Постоянное увеличение ввоза автомобилей и запасных частей к ним приводит к тому, что в случае одновременного подхода двух и более морских судов, возникает проблема размещения авто на складе временного хранения. Это создает потенциальную угрозу простоя морских судов и соответственно задержки таможенного оформления товаров. Разместить же ввозимые автомобили и запчасти на других СВХ невозможно - эти склады имеют маленькие объёмы и не оборудованы портовыми кранами достаточной грузоподъёмности для разгрузки автомобильной техники.

Проблемы есть и у сахалинских таможенников. В настоящее время в регионе деятельности таможни расположены 24 морских пункта пропуска. Основные сложности, существующие в пунктах пропуска морских портов Сахалина, связаны с их обустройством, поскольку в настоящее время ни техническое оснащение, ни обустройство морских пунктов пропуска не соответствует требованиям Положения о пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Сложности создают и сами перевозчики, которые, зная графики работы пунктов пропуска, зачастую не учитывают их, создавая скопление судов, ожидающих прохождение пограничных и таможенных формальностей. Подобные ситуации часто возникают в канун выходных и праздничных дней, когда наблюдается массовый подход судов, занятых перевозкой автомобилей, комплектующих к ним, автомобильных запасных частей.

Проблемы дальневосточных морских портов давно вышли из категории местных и вызывают серьёзную озабоченность не только руководства таможен и Дальневосточного таможенного управления, но и Федеральной таможенной службы России, поскольку не только влияют на качество и скорость проведения таможенного оформления и таможенного контроля, но и препятствуют созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь отрицательно сказывается на темпах развития экономики дальневосточного региона в целом.

17 июня, Север ДВ.