21.02.08

Дальнобойщик – и призвание, и бизнес

Профессия дальнобойщика еще с советских времен считалась трудной, но престижной и высокооплачиваемой. Особенно выделялись те водители, которые выезжали за пределы страны. Правда «избранных» было не так много – основной грузопоток на дальние расстояния проходил по железной дороге. После распада Союза ситуация кардинально изменилась – заказчикам стало выгоднее перевозить груз автомобилями: это и быстрее, и дешевле, чем по железной дороге, да и перевозимый товар доставлялся непосредственно заказчику, минуя перевалочные пункты грузовых и железнодорожных станций. Настало время расцвета частных автоперевозчиков.

Что сейчас на рынке грузоперевозок?

В последнее время, по словам представителей транспортных компаний, рентабельность бизнеса автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. По их мнению, во всем виноваты перевозчики-одиночки и неквалифицированные посредники, которые не платят налоги и сбивают цены. А тем временем современные предприятия испытывают потребность в высокоэффективной информационной системе поиска «груз-транспорт» и наработанных связях с надежными грузоперевозчиками.

«Рынок перенасыщен транспортными услугами, – считает советник компании «Совтрансавто» Анатолий Пинсон. – Большое количество предпринимателей-одиночек работают или на льготных налоговых условиях, или скрывая доходы. Они сбивают цены, а средние и крупные компании вынуждены равняться на рыночную конъюнктуру и не поднимать цены. При этом затраты крупных и средних автопредприятий существенны: они вынуждены платить и налоги, и зарплаты. Такая ситуация заставляет работать с минимальной прибылью».

Естественно, что долго такое положение дел длиться не может. Конъюнктура изменилась, и, как считают специалисты в области грузоперевозок, скоро выжить сможет только тот, кто будет укрупнять свой автопарк. По прогнозам, рынок поделят между собой крупные перевозчики, а частники отойдут на периферию – будут выполнять мелкие перевозки для частных лиц. Результатом раздела рынка крупными перевозчиками может стать то, что свои условия будет ставить уже грузоперевозчик, а не грузоотправитель.

Дилеры следят за рынком

Изменяется и отношение заказчиков к мелким фирмам и дальнобойщикам-одиночкам. Сейчас они все чаще спрашивают, на какой машине повезут груз, и порой делают выбор между новой иномаркой и ещё более новой. Таким образом, техническое состояние транспортных средств, возможность обновления автопарка уже становятся существенным конкурентным преимуществом.

Соответственно и рынок продаж большегрузной техники подстраивается под эти тенденции. Например, ведущий производитель грузового автотранспорта немецкий концерн MAN Nutzfahrzeuge ежегодно входит в «тройку» лидеров по количеству новых проданных грузовиков на территории России. Так, по итогам продаж 2006 года MAN Nutzfahrzeuge показала в РФ почти троекратный рост: реализована одна тысяча 200 автомобилей. Одновременно с этим в Россию импортировано примерно 600 подержанных грузовиков MAN. То есть к этому году тягачи MAN заполняют одну восьмую часть российского парка коммерческих перевозок. Соответственно и экспедиторские компании все чаще выбирают иностранные грузовые автомобили различных брендов за великолепные условия их эксплуатации, гарантирующие безопасность, надежность и комфорт.

Кстати, в прошлом году на федеральной трассе M-7 открылся крупнейший в Поволжье авторизованный технический центр «MAN-Казань», отвечающий всем европейским требованиям немецкого концерна MAN Nutzfahrzeuge. Теперь при въезде в Татарстан водители грузовиков MAN могут не бояться чрезвычайных обстоятельств. В сервисной зоне СТО размещено 24 поста, которые могут обслуживать 50 иностранных грузовиков в сутки. Это и обычные посты слесарного ремонта, и посты с ТНВД Bosh c возможностью ремонта и обслуживания топливных систем автомобилей, включая Камазы последнего поколения. СТО оснащено оборудованием Beissbart (тормозной стенд, люфтдетектор, сход-развал, стенд регулировки фар). Оборудование сертифицировано на соответствие Росстандарта РФ и допущено для проведения государственного технического контроля. В отдельном блоке СТО расположена мойка на 144 квадратных метра, где можно мыть еще и полуприцепы, и прицепы. Здесь также есть автосалон по продаже грузовиков и автобусов, и оказываются сопутствующие услуги водителям: гостиница, кафе, отделение банка, автостоянка. А техника имеет дурную привычку ломаться. И поломка может произойти с любым автомобилем, но наиболее вероятна она у той машины, которая не получает должного обслуживания.

Трудности, которые заставляют объединяться

Профессия дальнобойщика не зря входит в десятку наиболее опасных. Нередко водителю приходится самостоятельно выходить из возникающих проблем. На трассе доли секунды могут решить все – чуть зазевался – и ты в кювете с разбитым дорогостоящим грузом, и хорошо, если сам цел.

«В пути может произойти всякое, – рассказывает водитель-дальнобойщик Искандер Валеев. – Кроме технических неисправностей, бывают и неприятности с представителями власти, с бандитами. Проблем можно избежать, соблюдая меры предосторожности: не останавливаться на трассе, иметь все необходимые документы, двигаться в колонне таких же большегрузов. Любителей легкой наживы колонна машин привлекает меньше, чем одинокая фура».

Среди профессиональных заболеваний дальнобойщиков лидируют гастрит, радикулит, геморрой, сердечно-сосудистые заболевания, часты инфаркты. В небольших компаниях на водителя взваливают обязанности и грузчика, и экспедитора, и зачастую слесаря-автомеханика. Как дальнобойщики отдыхают в рейсе? Обычно на спальнике, в лучшем случае, припарковавшись на платной стоянке (гостиницу оплачивают редко), перекусывают в придорожном кафе. Может быть, поэтому профессия дальнобойщика возглавляет десятку низкоквалифицированных работ, которые могут принести хорошие доходы даже начинающему водителю без высшего образования. Но и без знаний, полученных на курсах подготовки, водитель вряд ли сможет справиться с заданием, ведь часто, садясь за руль грузовика стоимостью 100 тысяч евро, дальнобойщик принимает на себя ответственность за груз, стоимость которого порой бывает и один миллион долларов.

Стоит заметить, что основными виновниками ДТП являются начинающие водители. Причина – в их слабой профессиональной подготовке. Однако сложившаяся система не способна надлежащим образом поддерживать безопасность дорожного движения. Если раньше, например, на автобусы и такси сажали только водителей первого класса, опыт работы которых был не менее пяти лет, то сейчас, если человеку исполнился 21 год, ему достаточно пройти четырехмесячное обучение на ускоренных курсах, чтобы получить права категории D. Существование подобных «профессиональных курсов за минимальную плату» создает только видимость обучения. По мнению профессиональных водителей, должна быть создана система проверок автошкол, а при выявлении нарушений – лишение лицензии. Кроме того, в повышении безопасности дорожного движения большую роль должны играть объединения перевозчиков. Они могут разработать и внедрить систему допуска к работе на рынке как компаний, так и водителей-одиночек.

«Я бы тоже с большим удовольствием пересел на иномарку, тот же MAN или Scania. Там и комфортно, и для отдыха все предусмотрено, да и ломается импортная техника не в пример реже, – сокрушается Искандер Валеев. – Но идти наемным водителем не хочу, да и возраст уже не тот. Бывает, что и сердце прихватит. Сейчас за руль все больше молодые садятся. А я на иномарку так и не накопил – все больше на семью деньги тратил. Думаю, продам свой МАЗ и займусь частным извозом. А тем, кто думает, стоит ли ходить в дальние рейсы, скажу одно – пока не попробуешь, не узнаешь, насколько это все твое. Кто-то уходит, а кто-то остается на всю жизнь. Дорога затягивает».

116auto.ru; 20.02.08