24.07.08

Дело о битом Cayenne

Борьба с серым импортом принесла Porsсhe первый успех: она добилась конфискации автомобиля, ввезенного в Россию неофициальным дилером.

Вступило в силу решение Арбитражного суда Москвы о конфискации Porsche Cayenne S 2004 г. выпуска у компании «Генезис» (восстанавливает битые машины), сообщил «Ведомостям» ее директор Вадим Орлов. «Генезис» должен заплатить штраф 30 000 руб.

По материалам дела битый Porsche за $14 000 «Генезис» ввезла в конце ноября 2007 г. и подала таможенную декларацию в Центральную акцизную таможню (ЦАТ). Туда же обратилась компания «Порше Руссланд» и заявила, что «Генезис» незаконно использует товарные знаки Porsche и Cayenne. ЦАТ подала иск об административном правонарушении в Арбитражный суд Москвы.

Орлов не ожидал, что битая машина нарушает чьи-то интеллектуальные права, но, проиграв в мае дело в Девятом арбитражном апелляционном суде, согласился отдать Porsche, а на всякий случай подал надзорную жалобу по процедурным основаниям.

«Порше Руссланд» с помощью ЦАТ возбудила уже пять дел против нарушителей права на товарные знаки, рассказывает директор по маркетингу Оксана Хартонюк, но добиться конфискации удалось впервые: импортеры, не имеющие лицензии на использование знаков Porsche, успевали избавиться от машин. В 2007 г. было возбуждено три дела против компании «Приор-авто» — она ввезла три Cayenne и продала их до подачи иска. В материалах одного из дел показана цепочка продаж: Германия — рынок США — компания «Приор-авто» — компания «Перегрин» (уже в России) — компания «Верже» — житель Москвы Гасымов Йени Теюб оглы. «Приор-авто» заплатила за три машины штраф 100 000 руб.

«Porsche сама виновата, что ее машины стоят в США настолько дешевле ($80 000), что даже с учетом доставки из-за океана будут стоить в России меньше, чем у официальных дилеров (80 000 евро)», — возмущается топ-менеджер «Приор-авто». Хартонюк признает, что разница в цене — причина параллельного импорта, который сопоставим с официальными продажами Porsche Cayenne (1900 шт. в 2007 финансовом году, начавшемся 1 августа). По таможенной статистике, в Россию в 2007 г. ввезено юридическими лицами на 7% больше Cayenne, чем продано официально. В пресс-службе ФТС сообщили, что таможня в год задерживает 2-3 Porsche Cayenne по подозрению в сером импорте. Если «Порше Руссланд» подтверждает, что импортер — не официальный дилер, ЦАТ заводит административное дело и подает иск в арбитражный суд. Ввоз автомобиля в Россию юрлицом без разрешения владельца бренда по Кодексу об административных правонарушениях считается нарушением права на товарный знак. «Porsche — единственная компания, защищающая товарные знаки на границе», — утверждает представитель ФТС.

Сотрудник Toyota Motor Rus сообщил, что отслеживание всех изделий с товарным знаком Toyota и Lexus на таможне потребовало бы огромных ресурсов — одних только Lexus RX в России за прошлый год продано более 6500. У Land Rover и Merсedes объем официальных продаж внедорожников практически совпадает с объемом импорта. Объем серого импорта Infiniti с прошлого года резко снижается, утверждает представитель «Ниссан мотор рус».

BMW X5 официально продано в 2007 г. на 34% меньше, чем ввезено. Компания борется с проблемой не через суд: в России невозможно официально купить запчасти для автомобилей, не сертифицированных к использованию в Европе, объясняет Екатерина Сысоева, PR-директор «BMW Group Россия».

«Приор-авто», по признанию топ-менеджера, перестала сама завозить Porsche: дилеры находят нужную машину в США, а получает и оформляет ее на таможне уже сам покупатель. Многие просто откажутся от работы с Porsche, считает Орлов из «Генезиса»: «В новой части Гражданского кодекса все так плохо прописано, что таможня может начать штрафовать и конфисковывать автомобили и у физических лиц, ввозящих Porsche без разрешения от владельца товарных знаков». Патентный поверенный Baker & McKenzie Владимир Шитиков успокаивает: чтобы конфисковать машину у физлица, таможня и правообладатели должны доказать, что она ввозится для получения прибыли, а это невозможно.

«Ведомости»; 24.07.08