14.07.05

Деловой Петербург": Выбор логистической схемы надо делать по расчету

Оптимизация логистических процессов в современных компаниях идет двумя путями: одни развивают эти процессы самостоятельно, другие обращаются к аутсорсингу. Это два принципиально разных пути развития, выбор в пользу одного из них каждая компания делает исходя из своих возможностей и стратегии на рынке. Какие основные выгоды получает компания, если она развивает собственную логистическую службу и если отдает всю логистику на аутсорсинг? Сделай сам Выбор в пользу самостоятельности, во-первых, означает значительную экономию на издержках (хоть это и противоречит самому понятию аутсорсинга).
Однако тут следует оговориться: компания должна располагать значительным объемом свободных средств для инвестирования в непрофильную инфраструктуру (например, строительство современного логистического комплекса площадью 10 тыс. кв. м стоит примерно $5-10 млн. в зависимости от места расположения и типов оборудования), быть готовой к значительному увеличению количества персонала и связанных с этим фактором проблем, быть готовой эффективно управлять бизнес-процессами в непрофильной для себя области. Во-вторых, компания накапливает бесценный опыт в новой для себя области и получает дополнительные степени независимости от внешних поставщиков услуг. Наличие собственной логистической инфраструктуры также повышает капитализацию бизнеса. Собственная логистика позволит оказывать клиентам персонализированный сервис (в случае с аутсорсингом можно получать качественный, но стандартизированный сервис).
И наконец, так любимая многими возможность со временем диверсифицировать бизнес. Не секрет, что многие компании изначально строили складские комплексы, превосходившие их потребности, в расчете на будущий рост бизнеса, однако бизнес рос не такими темпами, и тут выяснялось, что можно успешно оказывать логистические услуги сторонним компаниям и зарабатывать дополнительные деньги. На сторону Передавая свои логистические процессы в управление профессиональному логистическому провайдеру, компании в целом ряде случаев имеют экономию на издержках и рациональное распределение ресурсов предприятия (например, инвестирование тех же $10 млн в открытие новых торговых точек, выход на новые рынки и т.п.), а также возможность концентрации на собственном бизнесе. Немаловажным фактором в российских условиях является гарантированное отсутствие потерь.
Все проблемы, связанные с утерей товаров в результате криминального воздействия, несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п., являются проблемой провайдера, который в свою очередь перекладывает эти расходы на свою страховую компанию. Достаточно сложно провести четкую грань между тем, когда компании выгоднее заниматься логистикой самостоятельно, а когда лучше полностью передать эту составляющую бизнеса на аутсорсинг. Соответственно решение о том, какой путь выбрать, принимается в первую очередь исходя из экономической целесообразности. Если при сравнительном анализе затрат какой-то из вариантов оказывается дешевле и перспективнее, этот вариант и следует выбрать.
Пока основными пионерами процесса передачи логистических функций на сторону, как правило, выступают западные компании, которые уже достаточно давно осознали все преимущества аутсорсинга еще на "домашних" рынках. Одна часть крупных компаний передает или рассматривает возможность передачи своих логистических процессов на аутсорсинг сторонним компаниям, специализирующимся на логистике. Другая часть развивает свои собственные логистические проекты. И те и другие компании добились сильных позиций на своих рынках, что подтверждает право на существование обеих моделей. Стоит отметить, что существует и симбиоз, когда какая-то часть операций передается логистическому провайдеру, а другой частью продолжает заниматься сама компания.

АвтоТрансИнфо