22.10.08

Диалог на новом уровне

ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ» активно расширяет географию своей деятельности. При поддержке ФТС России оно провело в Санкт-Петербурге Международную конференцию «Новые механизмы и практика таможенного администрирования на основе международных стандартов качества».

На ней речь шла о главных направлениях, которые в ближайшей перспективе будет развивать таможенное ведомство. В частности, рассматривались вопросы системного взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД и бизнес-ассоциациями для оптимизации товаропотока, следующего через границу; совершенствования таможенного законодательства; внедрения новейших информационных технологий и современного технического оборудования для оптимизации таможенного оформления и контроля, а также основные проблемы в области таможенного администрирования и пути их решения на примере Северо-Западного региона.

Открывая заседание, заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева обратилась к представителям бизнес-сообщества с предложением использовать все имеющиеся возможности и любые площадки для открытого диалога с таможней. Он необходим для того, чтобы оперативно и успешно решать возникающие проблемы и самым эффективным способом организовать взаимодействие таможни с деловыми кругами. ФТС России уделяет особое внимание обеспечению интересов государства в сфере внешнеэкономической деятельности, противодействию угрозам экономической безопасности и в то же время стремится создать оптимальные условия для развития внешней торговли в нашей стране и ускорения процесса перемещения внешнеторговых грузов через границу.

О самых проблемных вопросах деятельности службы рассказали участникам конференции начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин и начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Андрей Болдырев. Ивин отметил, что сейчас готовятся изменения в таможенное и смежные отрасли российского законодательства. Это необходимо, чтобы сделать таможенный контроль эффективным для государства и необременительным для участников ВЭД. Уже готовы изменения в ТК РФ и КоАП в части введения института уполномоченного грузополучателя; обязательного предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах; присоединения к Киотской конвенции. Данная работа должна быть завершена в этом году. Принятие и реализация указанных законопроектов, по мнению представителя ФТС России, предоставит российским и иностранным участникам ВЭД возможность существенно ускорить процесс таможенного оформления своих грузов, а таможенникам – сосредоточить усилия на контроле только тех товаров, которые не соответствуют установленным критериям безопасности поставок.

Начальник Аналитического управления также рассказал о ходе работы по реализации Федерального закона № 266, в соответствии с которым в пунктах пропуска должны находиться только две контролирующие службы – пограничная и таможенная.

ФТС России уже приступила к реали- зации пилотного проекта по отработке новых технологий. Сформирована межведомственная рабочая группа для организации работы на автомобильном пункте пропуска Бурачки Себежской таможни по принципу «одна остановка – одно окно». При этом Ивин подчеркнул, что ФТС России стремится достичь «единообразного применения российского таможенного законодательства на всей территории страны и во всех 430 пунктах пропуска».

Андрей Болдырев добавил, что сейчас таможенные процедуры для грузовых автомобилей на границе занимают в среднем 40 минут, а прохождение всех остальных проверяющих органов может растянуться на много часов. Сегодня сложилась ситуация, когда для получения разрешения на ВТТ перевозчику необходимо получить более 30 печатей и штампов различных органов.

Он также отметил, что в настоящее время все самые перспективные проекты реализуются в Северо-Западном регионе. Так, чтобы сократить очереди грузового автотранспорта в пунктах пропуска на границе с Финляндией, постановлением Правительства введен порядок рационального распределения грузопотоков. В соответствии с ним через МАПП Торфяновка следуют транспортные средства, ввозящие в Россию товары, а через МАПП Брусничное и Светогорск – автомобилевозы, принадлежащие юридическим лицам, перемещающие легковые, грузовые автомобили и автобусы. Именно на Северо-Западе активнее других идет внедрение предварительного информирования и электронного декларирования.

В настоящее время реализуется пилотный проект с Евросоюзом по организации с 1 января 2009 года автоматизированного обмена предварительной информацией о товарах, перемещаемых через границу. Хотя еще есть ряд несогласованных до конца вопросов по интерфейсам обмена, по составу информации, но в целом все идет по графику, а уровень взаимодействия с Еврокомиссией в этом вопросе вселяет уверенность, что намеченные согласованные сроки будут выдержаны. А. Болдырев отметил, что еще имеются проблемы, которые тормозят реализацию проектов. Среди них – отсутствие единой информационной базы контролирующих служб. Поэтому участникам ВЭД приходится представлять в налоговые органы требуемые документы в бумажном виде. Это одна из причин, по которой бизнес пока не торопится переходить на новые технологии, тем более что предоставление таможне предварительной информации пока не является обязательным. Как результат, по темпам применения предварительного информирования и электронного декларирования Россия еще существенно отстает от стран ЕС, Китая. При этом о переходе с 1 июля на 100-процентное электронное декларирование уже заявила Беларусь.

Докладчик сообщил, что таможенная служба России давно готова к реализации обозначенных проектов. Одним из сдерживающих процесс факторов является ведомственная несогласованность, в частности, с налоговой службой, требующей предоставлять бумажные носители и не признающей цифровую подпись. Однако, как ни дорого обходится сегодня компаниям установка оборудования для предварительного информирования и электронного декларирования, экономическую выгоду получат те, кто понял их перспективность раньше других. Так, ЗАО «РОСТЭК-Псков», применяющее новые методы в пунктах пропуска Псковской и Себежской таможен уже третий год, заявляет об их привлекательности благодаря значительному снижению времени оформления машин. В целом в СЗТУ в 2007 году подано около 25 тысяч таможенных деклараций в электронной форме, а в январе-мае 2008 года по сравнению с предыдущим периодом их количество увеличилось в 2,5 раза.

О внедрении новейших информационных технологий и современного оборудования для совершенствования таможенного оформления рассказал начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев. Это и действующая с 2004 года технологии электронного декларирования, и электронное представление сведений через Интернет. Новые технологии предусматривают взаимный обмен информацией, возможность развития АС участников ВЭД в части интегрирования в ЕАИС таможенных органов. Как сказал А. Шашаев, «ФТС России надеется, что новые технологические решения найдут понимание у участников ВЭД, несмотря на то, что они достаточно затратные, когда речь идет о защите информации».

Особый интерес вызвало предложение первого заместителя начальника СЗТУ Александра Гетмана перенести основную нагрузку таможенного администрирования с границы на внутренние таможенные органы. Это позволит значительно сократить сроки перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем. В условиях роста грузооборота и снижения пропускной способности морских портов было бы также целесообразным разгрузить их за счет создания так называемых «сухих» портов, имеющих СВХ и расположенных вблизи от морских терминалов. Для реализации данной идеи ФТС России нужно создать необходимую правовую базу, а бизнес-структурам – возвести соответствующие комплексы. В регионе СЗТУ отдельные проекты могут быть реализованы уже в этом году.

Об опыте ФТС России в реализации крупных инфраструктурных, логистических, информационно-технологических проектов государственно-частного партнерства на примере деятельности РОСТЭКа рассказал генеральный директор ФГУП Александр Повстяный. В настоящий момент компания представляет собой единый многоотраслевой вертикально интегрированный холдинг, состоящий из головного предприятия и 69 филиалов и аффилированных структур с общим числом работающих свыше 8 тысяч человек. Холдинг, который выступил генеральным спонсором конференции, сегодня представлен практически во всех регионах России и имеет представительства в СНГ и дальнем зарубежье. Холдинг выступает в качестве заказчика-застройщика по договору с ФТС России по возведению объектов таможенной инфраструктуры в рамках ФЦП «Госграница» и Концепции развития таможенных органов. Его профильное подразделение взаимодействует более чем с 40 строительными компаниями России. Эксплуатационные структуры, а их около 80, на общих основаниях принимают участие в конкурсах на обслуживание объектов таможенной инфраструктуры. В заключение А. Повстяный сообщил, что более детально о деятельности холдинга можно узнать во время IX Международной выставки «Таможенная служба-2008», которая состоится в октябре в Москве. Ее организатором выступает ФТС России, координатором – ФГУП «РОСТЭК», а оператором – ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ», являющееся специализированной компанией в составе холдинга.

В ходе конференции участники имели возможность задать докладчикам интересующие их вопросы и получили исчерпывающие ответы. Подводя итог состоявшегося диалога, Татьяна Голендеева отметила, что главная цель таких конференций – проинформировать участников ВЭД о наиболее важных стратегических решениях ФТС России и направлениях ее деятельности. Для бизнес-структур, в свою очередь, это отличная возможность в доброжелательном диалоге высказать критические замечания и внести свои предложения. «Мы должны слышать и слушать друг друга!» – особо подчеркнула Т. Голендеева. Со своей стороны организаторы заверили собравшихся, что практика проведения такого рода мероприятий в Санкт-Петербурге будет продолжена. Предполагается, что следующая конференция пройдет в конце года. Уже сегодня организаторы готовы принимать пожелания и просьбы участников ВЭД относительно тематики и программы следующей встречи, а также вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Участники и выступающие дали высокую оценку состоявшейся встрече и высказали пожелания о продолжении практики их проведения на постоянной основе.

Журнал "Таможня" № 14июль 2008