16.08.06

Длинной очередью - по белорусскому конвою

Парадоксальная ситуация сложилась на латвийско-российской границе. 15-километровая пробка на латвийском погранпереходе не заставила автоперевозчиков сделать крюк в несколько десятков километров и объехать затор через Беларусь. Отчего же дальнобойщики отказались от счастья побывать хотя бы проездом в нашей гостеприимной стране, а предпочли томиться в нудных очередях?

Как сообщили информационные агентства, на российском международном автомобильном пункте пропуска Бурачки образовалась очередь из примерно 800 грузовых фур, которые растянулись на 15 километров по трассе до латвийского таможенного поста Терехово. Основной причиной скопления большегрузных автопоездов в пункте пропуска Бурачки , по данным Федеральной таможенной службы России, стала переориентация транспортных потоков с белорусско-российского направления в связи с увеличением дорожного налога и усилением транспортного контроля в Беларуси.

По отзывам фирм-перевозчиков, несмотря на очереди в пунктах пропуска, им выгоднее ввозить товары в Россию через Латвию , - было сказано в сообщении Федеральной таможенной службы РФ.

Министерство транспорта и коммуникации нашей страны оперативно отреагировало на информацию о якобы имевших место изменениях условий грузоперевозок по территории республики. В частности, Минтранс опроверг утверждения о том, что в Беларуси повысили дорожный налог и ужесточили транспортный контроль в результате чего большегрузные автомашины пошли в обход республики, создав пробки у латвийского таможенного поста Терехово. Дорожный налог в Беларуси не изменялся с начала 2002 года, заявили в департаменте "Белавтодор". То есть, вроде, зря на Беларусь стрелки перевели. Хороший у нас транзитный режим и нечего с больной головы на здоровую все перекладывать. Да вот только в Минтрансе не стали объяснять, с чего это грузоперевозчики заартачились. Хотя объясняется все довольно просто.

В нынешнем июне белорусские власти выставили на границе с Россией совместные посты таможенников или милиционеров. Утверждалось, что это сделано для пресечения нарушений белорусского законодательства в области транзита подакцизных грузов через территорию нашей страны. Согласно законодательству, все товары подакцизной группы, ввозимые из России на территорию Республики Беларусь, а также следующие по нашей территории транзитом, должны в обязательном порядке сопровождаться под конвоем департамента охраны МВД , - объясняли тогда нововведение представители внутренних органов. При этом они отмечали, что российская сторона не считала обязательным предупреждать об этом грузоперевозчиков, хотя подобная сопроводительная норма в белорусском законодательстве существует с 1998 года. Поводом же для введения постов на границе, по информации МВД, стало задержание нынешней весной девяти российских фур с грузом водки и сахара, которые транзитом двигались через территорию Беларуси в Калининград. И груз, и транспорт тогда наши власти по-братски собирались конфисковать. Ситуацию удалось урегурегулировать лишь благодаря личному обращению калининградского губернатора Георгия Бооса к Александру Лукашенко с просьбой разрешить дальнейшее следование грузовых автомобилей. Однако грузоперевозчики поняли, что вряд ли и в дальнейшем губернаторы будут просить за каждую фуру отдельно, а потому в дальнейшем предпочли относиться к Беларуси настороженно. Тем более, что на белорусско-российской границе появились загадочные таможенно-милицейские посты. Как объяснила белорусская сторона это временная мера, действующая пока вопросы сопровождения подакцизных грузов не будут урегулированы между Россией и Беларусью законодательно.

Как долго будет длиться этот временный процесс который происходит на просторах так называемого Таможенного союза, многие не поняли. В частности, представители калининградских властей заявили: В настоящее время в соответствующих ведомствах Беларуси разрабатывается механизм военизированного сопровождения транзита подакцизных грузов через территорию страны. В связи с этим грузоперевозчикам целесообразно в ближайшее время воздержаться от транзита грузов через Беларусь . Вот дальнобойщики и воздерживаются, предпочитая стоять в пограничных очередях, нежели платить дополнительные деньги, чтобы путешествовать в сопровождении навязчивых белорусских стражей порядка. И пока с высоких трибун звучат пламенные речи о нашем выгодном географическом положении в центре Европы, этот центр, пусть и с проблемами, начинают объезжать по боку. И в чем же здесь выгода?

Хартия'97; 16.08.06