06.04.10

Для пешеходов границу закроют

И до пешеходов дошла очередь. На первом в апреле этого года совместном заседании Комиссии по приграничному сотрудничеству, которое проводилось в отеле «Витязь» соседнего Ивангорода с участием представителей МИДов ЭР и РФ, рассматривался вопрос о порядке пересечения границы пешеходами.

На рассмотрение сторонам был предложен проект «Калев-Горка», разработанный рядом транспортных, строительных и транзитных фирм двух стран по согласованию соответствующих МИДов.

По данным руководства Нарвского пограничного пункта, в сутки границу пересекает около 10 тысяч пешеходов. Проблема пересечения границы

В феврале министр внутренних дел Эстонии Марко Померантс, как уже сообщала "НГ", лично осуществлял, в качестве эксперимента, паспортный контроль на транспортном и пешеходном пунктах пересечения границы.

По мнению министра, есть только одна возможность увеличить пропускную способность погранперехода — за счет его расширения. По словам Померантса, такой план у МВД есть, и он предусматривает две дополнительные полосы для легкового транспорта и отдельные полосы для автобусов, пишет "Нарвская газета".

- Это все, что мы можем сделать (для транспорта, - "НГ") с нашей стороны. И это вопрос не только Эстонии и России, это вопрос ЕС и России.

Согласно замыслу, по словам руководителя пограничного бюро Идаской префектуры полиции Аймара Кёсся, уже готовится совместный с Департаментом шоссейных дорог проект, по которому должно быть организовано по четыре ряда паспортного контроля в двух направлениях.

То есть нынешняя пропускная способность может быть увеличена вдвое.

- У нас имеется второй пешеходный терминал в Нарве, но, к сожалению, там есть проблема по развитию терминала на российской стороне, - сказал Марко Померантс в ходе февральского визита в Нарву.

Пешком ходить не будем?

Четырехрядная схема пересечения границы, представленная на рассмотрение Комиссии по приграничному сотрудничеству на совместном заседании 1 апреля, предусматривает кардинальное решение и проблемы пешеходов.

Сопредседатели подкомиссии Нарва-Ивангород Райво Лейдеманн (Эстония) и Михаил Березович (РФ) рассказали «НГ» следующее.

Реализация проекта (рабочее название - «Калев-Горка») тесно связана с проектами «Исторического променада в Нарве» и «Исторического променада в Ивангороде». Фирма OÜ Consumetric, которая работает в сфере маркетинга туризма, эти проекты разрабатывает, а сама идея финансируется в рамках Программы INTERREG IIIA «Приоритет — Север», (Тасис). Напомним, что «Нарвский променад» предполагает открытие исторической «лестницы Гана», которая сейчас перекрыта пограничными ограждениями.

Райво Лейдеманн:

- Если пешеходный переход сохранится таким, как сейчас, то «лестницу Гана» открыть будет нельзя. А когда будут работать (на переходе, - «НГ») четыре полосы, мы ее откроем, потому что пешеходного перехода уже не будет.

Тем не менее, пересекать границу пешеходы по-прежнему смогут, уверяют сопредседатели подкомиссии. Решение этого вопроса берет на себя «Транссервис-Н», у которого уже накоплен опыт организации пересечения границы автотранспортом. Часть пути от кольца близ Петровской площади в Нарве и до ивангородского автовокзала станут обслуживать автобусы, а также — для внеочередников — микроавтобусы. Тендеры на трансграничные перевозки Нарвская горуправа уже объявила, первые предложения рассматриваются.

Вопрос «НГ»:

- Сейчас пешеходы пересекают границу бесплатно, а за проезд в автобусе придется платить. А если кого-то цена билета не устроит?

Михаил Березович:

- Я не думаю, что будет много возражений. С нашей, российской, стороны билет будет стоить 3 рубля. В кронах это - примерно одна крона и 20 сентов. Чуть дороже стеклянной бутылки, если не ошибаюсь.

Райво Лейдеманн:

- Расходы будут покрывать те, кто хочет пройти без очереди. Такие люди всегда есть...

По методу «Транссервис-Н»

Для автотранспорта существует накопитель на площадке «Транссервис-Н». Будет ли подобный «отстойник» и для пешеходов? По словам Михаила Березовича, будет:

- Наши эстонские коллеги уже строят совместный терминал для паспортного и таможенного контроля пешеходов. Мы договорились, что на площадке малоиспользуемого сейчас стадиона «Калев» будет работать российская погранично-таможенная группа по вахтовому методу.

Райво Лейдеманн:

- Схема простая: люди последовательно проходят эстонский и российский контроли на «Калеве» и отправляются в зал ожидания. Когда сформируется группа, достаточная для заполнения автобуса, ее организованно с сопровождающими в светоотражающих жилетах направят к месту посадки на транспорт.

Согласно проекту, место посадки — остановка «Кольцо» - будет находиться непосредственно на кольце перед Петровской площадью, поскольку здесь проще всего организовать видеонаблюдение. После посадки двери пломбируются, автобус едет через мост. На автовокзале в Ивангороде пломбы снимают. И наоборот. Через мост будут ездить только автобусы, грузовики и легковые машины. В четыре ряда в обе стороны. Пешком ходить не надо.

О плате за проезд

По словам Березовича, для льготной очереди предусмотрены те же расценки, что и для автомобильного транзита:

- За модель мы взяли практику вашего предприятия «Транссервис-Н»: если надо пройти вне очереди — плати 300 крон (735 руб. - «НГ»). Не надо — плати 1,2 кроны за проезд и жди очереди.

На терминале «Калев» будут стоять автоматы, как в банковских конторах: нажал кнопку, получил номер — можно гулять, но недалеко, чтобы не опоздать. Можно также взять номерок с SMS. За 20 человек до посадки в автобус на мобильный телефон придет сообщение на трех языках — эстонском, английском и русском. Но эта услуга — платная, зависит от оператора мобильной связи.

Дело за местными самоуправлениями

Реально ли на уровне государств применить предлагаемый «вахтовый» метод таможенного и паспортного контроля на территории сопредельного государства? Сопредседатели комиссии полагают, что это — реально. Как сказал Лейдеманн, «сейчас самый подходящий момент — в Эстонии предстоят выборы в Рийгикогу. Никто из политиков не захочет терять электорат в Нарве».

По словам Березовича, с российской стороны проблем также не предвидится:

- В масштабе нашего государства вообще вряд ли кто заметит этот прецедент. А когда дело дойдет до верхов, его, я думаю, признают де-факто. Решение будет принято, скорее всего, на местном уровне.

По сведениям «НГ», нарвский городской секретарь Антс Лийметс в понедельник, встречался с делегацией из Швеции по вопросам границы. Ни у него, ни у членов шведской делегации возражений по поводу проекта «Калев-Горка» не возникло.

dv.ee; 06.04.10