25.09.09

Для развития логистики нужно менять белорусское законодательство

Логистические центры Беларуси могут стать достойными подражания, уверен директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси Петр Никитенко. О том, как логистика помогает вывести страну из кризиса и улучшить ее имидж в глазах мировой общественности, гость рассказал в эфире Радио TUT.BY.

Как было принято решение развивать логистическую систему в нашей стране?

Современный мировой рынок услуг и товаров является строго сегментированным и приватизированным развитыми странами и транснациональными компаниями. Другие страны с большим трудом могут проникнуть на эти рынки из-за высокого научно-технологического потенциала стран-лидеров, с одной стороны, и спекулятивной финансовой системы, созданной этими лидерами во главе с США, с другой.

Однако мировой экономический кризис изменил ситуацию. В данный момент происходит перестройка основ мировой экономики, и локальные экономики начинают активно интегрироваться в единый общемировой экономический организм.

Сегодня логистика становится наиболее эффективным инструментом управления хозяйствующими субъектами и бизнесом. Она позволяет снизить стоимость перевозок и ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов.

Главный принцип логистической системы - доставить груз до потребителя вовремя и с оптимальными финансовыми материальными и пространственно-временными издержками. Логистика позволяет экономить до 15-20% издержек, связанных с производством и доставкой товаров потребителю. А снижение логистических издержек на 1% эквивалентно 10% увеличения объема перевозок.

Деятельность в области логистики очень многогранна, а за рубежом ее в соединении с маркетингом и менеджментом называют третьим рычагом оптимизации экономики и последним рубежом экономии затрат. Использование логистики в стране дает серьезное преимущество в конкурентной борьбе и существенно повышает конкурентноспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Развитие логистической системы улучшает мировой рыночный имидж страны, позиции крупного, малого и среднего бизнеса. Им, в частности, не нужно создавать у себя какие-то крупные складские помещения, поскольку заказать ту или иную продукцию или услугу можно будет через логистический центр, тем самым работать "с колес".

Правительство Беларуси комплексно подходит к проблеме развития логистики в нашей стране. В свое время по инициативе премьер-министра Беларуси С. Сидорского была разработана логистическая система, в которую входили все заинтересованные люди, работающие в системе транспортировки, сортировки, передвижению товаров и грузов.

На каком уровне развития логистики находится Беларусь?

Нельзя сказать, что мы начинаем с нуля. Беларусь торгует более чем со 170 странами мира, но в стране обеспечивается лишь 7-8% ВВП логистическими услугами. Более того, и они не очень совершенны. Во многих странах формирование логистической структуры осуществлялось либо с существенным участием государства, либо при отсутствии координирующего госоргана. В Беларуси был выбран первый вариант создания этой системы.

По заданию правительства подготовкой программы развития логистики занимались Институт экономики НАН Беларуси и многие наши министерства и ведомства. Согласно ей, Беларусь должна активно обновлять материальный и нематериальный сектор общественного воспроизводства и выводить их на качественно новый уровень. Модернизируя сферу материального производства, мы должны ускоренными темпами развивать сферу логистических услуг на новом уровне.

Логистика должна стать для Беларуси одним из приоритетных геоэкономических направлений. Новая отрасль с точки зрения получения добавленной стоимости не требует относительно больших издержек: отдача и добавленная стоимость здесь гораздо выше, чем в сфере материального производства. Это поможет наиболее быстро выйти из кризиса и устойчиво развивать экономику в будущем.

Сложно ли было найти понимание со всеми ведомствами, участвовавшими в разработке программы?

Мы находили полное понимание со всеми, хоть это было и непросто. Ведомственные барьеры и интересы всегда присутствуют в бюрократической системе, и никто не хочет брать на себя ответственность за решение этих вопросов. Самым главным и трудным был вопрос о том, как изменить законодательную базу.

Как правило, программы, которые предлагаются в нашей стране, рассматриваются Министерством юстиции, которое, в свою очередь, подгоняет ее положения под действующее законодательство. Но законодательство консервативное по своей сути, поэтому даже самые хорошие предложения не работают.

При подготовке данной программы по развитию логистики заложен принципиально иной подход. Впервые Минюст пошел навстречу разработчикам и заранее прописал, как привести действующее законодательство в соответствии с требованиями этой программы. Причем сделать это нужно в максимально сжатые сроки.

По какому принципу будут создаваться логистические центры?

Логистические центры будут создаваться в каждой области. Главным организатором и создателем их будет местная власть: облисполкомы, городские и районные исполкомы.

Координировать реализацию национальной программы будет созданная в правительстве Межведомственная комиссия во главе с вице-премьером А. Кобяковым, и на данном этапе мы решаем вопросы о преодолении межведомственных барьеров.

Первичную основу логистической системы Беларуси составит РУП "Белтаможсервис". Эти предприятия на данный момент наиболее сформированы, и их можно трансформировать для логистических нужд без лишних издержек. В ближайшее время предусматривается создание транспортно-логистических центров на базе госпредприятия "Брестгрузавтосервис", на базе ОАО "КМК "Интурист", ТЛЦ "Гомель-Авто", "Могилев-Белтаможсервис" и др.

Какие проблемы могут возникнуть при создании этих центров?

Вопрос возникнет, прежде всего, с землей. Все, что касается земли, является прерогативой области и районов. Кстати, местные власти могут внести землю в качестве вклада в уставный фонд создаваемого логистического центра. Для строительства таких центров предусмотрен отвод земли от 30 гектаров и более. Крупнейшему логистическому центру "КМК-логистик", который будет строиться на базе Национального аэропорта, отводится 100 гектаров. Строительство будет осуществляться за счет инвестиционных фондов, органов власти, собственных средств предприятий, в том числе и зарубежных.

Основываясь на мировом опыте, можно ли говорить о том, что логистические центры более эффективны, когда главным акционером в них является частный сектор, а не государство?

В разных странах такие логистические центры формируются по-разному. При недостаточном уровне развития частного бизнеса необходима поддержка государства. Дальше пойдет процесс по акционированию логистических центров, по созданию корпоративной формы собственности.

У нас пока еще только начинает формироваться государственное и частное партнерство и в мышлении, и в мировоззрении, и в психологии, и в практике. Нужно дать время бизнесу и государству для того, чтобы созреть и оптимально решить вопросы о создании корпоративных структур. Для этого нужно принимать закон о корпоративной собственности.

Программа по созданию логистических центров рассчитана до 2015 года. Есть ли какие-то сложности в реализации этой программы?

Некоторые сложности были, но принятый 6 августа 2009 г. президентом Беларуси декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" дает ряд льгот инвесторам, включая и тех, которые будут участвовать в создании логистических центров.

Существует проблема подготовки кадров для развития логистической деятельности в стране. Нужны кадры высокой квалификации, с планетарным мышлением, которые могли бы мыслить глобально, действовать локально, соответствовать международной классификации логистических операторов уровня 3PL и 4PL. Возможно, для этого потребуется привлечь логистических операторов-практиков из зарубежных стран: Германии, Швеции и др.

Так как логистика связана со всей экономической системой, необходима трансформация административной и хозяйственной системы. Нужно менять статистику, бухгалтерский учет, налоговую и денежно-кредитную политику. Наша экономика, инфляционная по своей природе, слишком забюрократизирована и требует совершенствования, упорядочивания и прозрачности.

По налоговой системе наша страна занимает практически последнее место в мире из-за своей сложности и объемности. И для того, чтобы войти хотя бы в тридцатку стран, нужно принять какое-то инновационное решение, такое, которого нет в мире. И у нас есть все предпосылки для такого развития.

Я уверен, что наша логистическая система может стать наиболее эффективной и достойной подражания.

Есть ли уже заинтересованные зарубежные инвесторы?

Во всем мире страны при создании логистических центров активно привлекают инвестиционный ресурс.

Конечно, зарубежные инвесторы проявляют большой интерес к развитию логистической системы в нашей стране. Поступают предложения от бельгийских, российских, литовских, латвийских, арабских компаний. Наши внутренние логистические системы под конкурентным фактором начинают работать совершенно по другой схеме и развивать сферу этих услуг.

Но самое трудное, на мой взгляд, будет увязать прогрессивную программу с действующей административной системой. Ведь административная система по своей природе не терпит инноваций, поэтому может возникнуть ситуация, при которой государственные чиновники под различными предлогами будут откладывать решения по конкретным проектам.

TUT.BY; 25.09.09