15.02.06

Для "своего" автопрома не жалко

Государство пытается создать условия для развития объединенной автомобилестроительной корпорации

Автопромышленникам потребовалось дождаться "огосударствления" отрасли, чтобы получить необходимые для развития преференции. Отечественные производители давно просили создать условия для конкуренции с иномарками. Однако кроме ужесточения таможенного режима, по большому счету, так ничего и не добились. Зато идея объединенной автомобилестроительной корпорации (ОАСК) быстро сдвинула дело с мертвой точки.

Вчера идеолог ОАСК - руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин - заявил, что правительство готово создавать для автопрома национальную исследовательскую лабораторию и снижать пошлины на импорт компонентов. А накануне этих заявлений Белый дом рапортовал об обнулении пошлин на ввоз некоторых видов оборудования. Правда, считают аналитики, век российских авто эти инициативы уже не продлят.

Менять таможенную политику для кабинета министров, вообще, не в новинку. С пошлинами для автопроизводителей правительство смело экспериментировало все последние годы. Очередное январское постановление обнулило таможенные ставки на ввоз технологического оборудования. Правда, коснулась эта инициатива лишь некоторых видов агрегатов. В частности, механических устройств для гальванопокрытия, электролиза и электрофореза, промышленных роботов. Теперь, как дал понять Борис Алешин, - дело за автокомпонентами. По словам чиновника, уже подготовлен проект постановления, расширяющий перечень комплектующих, которые будут ввозиться с пониженной пошлиной. Ставки ввозных сборов предполагается уменьшить с 10-15% до 5-10% для компонентов двигателей, некоторых изделий из пластмассы, а также электрооборудования. Но - опять же с оговоркой - только для отечественных автопроизводителей.

Идея единой научной лаборатории более оригинальна. По словам Алешина, этот центр может быть создан на базе трех организаций - Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) и двух испытательных полигонов - в Дмитрове и в Тольятти. Последний может перейти на баланс мегаНИИ в счет долга перед федеральным бюджетом. Сейчас он достигает 2,7 млрд. рублей. Чиновники не скрывают, что во всех случаях преследуется цель уравнять условия деятельности для отечественных заводов и российских сборочных производств зарубежных компаний.

По мнению экспертов "Газеты", ничего удивительного в неожиданно обнаружившемся правительственном усердии нет. "Сейчас у государства появился серьезный стимул обратить внимание на автомобильную промышленность. Будущее отрасли напрямую затрагивает его интересы", - говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Станислав Фоменко, имея в виду планы объединения трех крупнейших автопроизводителей страны. "Тем более что автопром в немалой степени определяет и социальную погоду в стране", - добавляет Наталья Кочешкова из ИК "Финам". Она не исключает, что именно это обстоятельство заставило обратить внимание на отрасль президента страны.

"Теперь российские власти готовы дать российским производителям максимум льгот и преференций", - заключает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. Правда, ждать принципиального изменения российских машин, по мнению Козицына, не стоит. "Для внедрения новшеств потребуется не один год", - замечает он. "Кроме того, импортные комплектующие могут повысить стоимость авто, - поясняет Наталья Кочешкова. - Для отечественных моделей, приблизившихся по ценам к иномаркам, это критично". Пока ни одно из предприятий не предложило вразумительных идей по снижению стоимости своей техники.

Даже если компании получат передовое оборудование и комплектующие, о российском автомобиле, скорее всего, можно забыть. Качество госуправления априори ниже, чем у частных инвесторов, а независимые от концепции ОАСК производители слишком долго ждали государственной милости. Большая их часть перешла к активному сотрудничеству с иностранцами. "Судя по последним заявлениям той же "Северсталь-Авто" (ССА), - отмечает Наталья Кочешкова, - компания в большей степени ориентируется на сборку иностранных машин". "А представители подконтрольного ССА УАЗа заявили, что собираются делать упор на лицензионное производство грузовиков Isuzu", - добавляет Станислав Фоменко из ИК "Велес Капитал". "Скорее всего, на такую судьбу обречен весь российский автопром, и последние инициативы правительства лишь укрепят эту тенденцию", - заключает Кочешкова.

Газета GZT.ru 15.02.06