12.02.14

Добраться в Монголию из Бурятии можно будет и ночью

Не исключено, что уже с 1 апреля 2014 года многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Кяхта – Алтан Булаг» на границе России и МНР перейдет на круглосуточный режим работы, что снизит нагрузку на переход, который работает на пределе своих возможностей.

О том, насколько облегчится для наших туристов и экспортеров пересечение границы, мы побеседовали с начальником Бурятской таможни Виктором Томиным.

— Виктор Станиславович, наконец-то свершилось то, о чем мы так давно говорили — теперь выехать из Бурятии за рубеж можно будет в любое время дня и суток. Насколько долгим был путь к переводу границы в круглосуточный режим?

— Пока мы официальных документов на этот счет не получили, имеется информация о направлении ноты МИД Монголии в МИД России о готовности перехода на этот режим работы с 1 апреля. Российские контрольные органы были готовы к круглосуточному режиму работы с начала 2013 года, что было подтверждено в ноябре прошедшего года, когда в ходе российско-монгольской встречи экспертов по вопросам синхронизации работы МАПП «Кяхта — Алтан Булаг» была достигнута договоренность о том, что монгольская сторона проинформирует о сроках своей готовности к такому переходу. Российская Федерация в лице таможенной и пограничной служб выделила на эти цели дополнительную штатную численность. В результате были приняты новые сотрудники, которые были обучены и расставлены по сменам. Однако до недавнего времени монгольская сторона не торопилась с решением данного вопроса.

— Что вы можете сказать по поводу очередей, которые нередко образуются на МАПП?

— С нашей стороны такая проблема имелась еще несколько лет назад, однако в связи с проведенной работой, направленной на оптимизацию системы пропуска, очереди были значительно уменьшены. В частности, значительно упрощена процедура вывоза товаров из России, за исключением стратегических (лес, нефть и т.д.). В 2013 году, кстати, не было ни одной жалобы на очереди со стороны перевозчиков. В связи с реализацией «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования на постоянной основе проводится работа по упрощению процедур при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза и, как следствие, сроки таможенного оформления будут сокращаться.

— Но очереди на МАПП все же есть, пусть и небольшие…

— Да, но они большей частью формируются с монгольской стороны. Дело в том, что основной поток создают монгольские перевозчики с приграничной территории МНР, которые, пользуясь упрощенным порядком перехода через государственную границу, занимаются бизнесом на территории сопредельных стран. К нам они обычно завозят одежду, товары народного потребления, а обратно вывозят продукты питания. Причем были случаи, когда один перевозчик из Монголии за день успевал перейти границу туда-обратно несколько раз! И такой перевозчик не один. Понятно, что нагрузка сильно увеличивается. Причем нередко задержки вызываются тем, что монгольские граждане не используют возможность декларирования своего товара в упрощенном порядке как при ввозе, так и при вывозе из России. Например, если монгольский гражданин вывозит те же продукты питания на своей машине стоимостью до 1 тысячи евро, то ему достаточно представить заявление с описью товаров с приложением чека из магазина. И все. Впрочем, ситуация меняется, благодаря проведенной разъяснительной работе, в 2013 году через границу монгольскими гражданами в таком режиме было перемещено 525 партий товара.

— Что вы ждете от перехода МАПП «Кяхта – Алтан Булаг» на круглосуточный режим работы?

— Транспортный поток ежегодно увеличивается примерно на 10%. Проектная пропускная способность МАПП Кяхта — 500 автомобилей в сутки, однако за смену, которая длится 11 часов, через него проходит в пиковые дни до 500 автомобилей. Иначе говоря, пропускная способность перехода реально превышена в два раза! Мы не рассчитываем на резкое увеличение транспортного потока в этом году, просто после перехода на новый режим нагрузка более равномерно распределится в течение суток. В частности, более удобно будет добираться из Улан-Батора до Улан-Удэ. Обычно дорога до границы занимает полдня и нередко туристам приходилось ночевать в Алтан Булаге — они не успевали перейти на нашу сторону в светлое время суток. С переходом на круглосуточный режим таких проблем уже не будет. А перевозчики коммерческих грузов, скорее всего, будут более оперативно проходить границу ночью, когда поток машин будет значительно меньшим.

— А как обстоят дела с начавшейся реконструкцией МАПП в рамках целевой федеральной программы, которая призвана перевести на круглосуточный режим и повысить пропускную способность перехода до 1000 автомобилей в сутки?

— В прошлом году генподрядчиком было допущено отставание от графика, поскольку в ходе строительства был выявлен ряд несоответствий в проекте, которые повлекли его существенное удорожание. Однако после вмешательства главного федерального инспектора по Республике Бурятия Клочихина работы возобновились и генподрядчик обещает нагнать отставание, а к осени работать с опережением графика. Планируется, что вторая очередь автоперехода МАПП «Кяхта – Алтан Булаг» заработает в 2015 году.

— Спасибо за беседу!

Московский Комсомолец