24.06.05

Добро пожаловаться

Впервые таможенники решили выслушать претензии граждан напрямую, а не в суде.

Выход к народу намечен на 28 июня. В этот день с 10.00 до 17.00 специалисты Правового управления Федеральной таможенной службы (ФТС России) в полном составе отправятся на Московскую западную таможню, чтобы не только услышать, что люди думают, но и показать, как писать челобитную.

Таможенное начальство сейчас думает, как распространить акцию на всю страну.

Претензии будут принимать от всех без исключения граждан и предпринимателей на действия таможенников и даже подсказывать, как правильно составлять тексты жалоб. Об этом корреспонденту "РГ" сообщил заместитель начальника Правового управления Алексея Константинова, который возглавит необычный десант. Парадокс, но "выход к народу" состоялся по одной неприятной для таможенников причине: столкнувшись с незаконными действиями на границе, люди теперь предпочитают не обивать начальственные пороги, а прямиком обращаться в суды . Только в этом году к Фемиде ушло в два раза больше "таможенных" дел, нежели в прошлом. И это несмотря на то, что Таможенный кодекс предоставляет все условия для досудебного урегулирования всех спорных вопросов.

Сильно взволновавшись неожиданной ситуацией, в таможенной службе считают, что она вызвана неверием граждан в объективное разбирательство с их жалобами таможенных чиновников. Поэтому в ходе выездных акций специалисты намерены подтвердить свои предположения и "сделать выводы". Цель при этом одна - восстановить доверие людей.

Статистика свидетельствует, что иски связаны в первую очередь с тем, что таможенники незаконно выносят административные наказания и штрафы, неправильно определяют и контролируют таможенную стоимость товаров, задерживают установленные законом сроки (3 дня) "растаможки", чинят препятствия при оформлении иномарок, а также контейнеров с домашним скарбом переселенцев из стран ближнего зарубежья.

При этом суды удовлетворяют примерно половину исков к таможне.

По мнению представителя ФТС, это связано с тем, что рядовые таможенники во время проверок документов и грузов излишне перестраховываются, видят опасность там, где ее нет, а на местах жалобы предпочитают просто замалчивать. По всем этим фактам проводятся служебные проверки, людей наказывают. Но воз остается на месте. В ФТС уверены, что положение можно улучшить в том случае, если предприниматели и граждане будут "чаще и больше" заявлять о своих претензиях в вышестоящие таможенные органы еще до суда.

"И не стоит думать, что вышестоящий таможенный орган никогда не отменит своего решения, - убеждает Константинов. Всего, по его словам, в 2004 году на таможенников таможенникам же пожаловались 2 тысячи граждан и бизнесменов. Больше пятисот жалоб были мирно улажены. Правда, при этом начальниками таможенных управлений удовлетворяется 17 процентов жалоб, региональными таможенными управлениями - 31 процент, а Федеральной таможенной службой - 59 процентов.

Между тем бизнесмены довольно сдержанно отнеслись к новой акции таможенников. "Регулировать споры в досудебном порядке - это одно, - сказал один из них корреспонденту "РГ", - однако неплохо было бы в придачу сделать еще доступными для всех участников рынка и информацию о судебных решениях по таможенным делам

Возможность познакомиться с документами официальных судебных решений по разного рода типичным таможенным искам и прецедентам могла бы облегчить жизнь и компаниям, работающим на таможенном рынке, и самим таможенникам. В подавляющем большинстве аналогичные дела и решения относятся к открытым источникам информации и находятся в Федеральной таможенной службе. Однако пока таможенники не решаются предоставлять эти данные в открытый доступ.

Что касается работы рядового состава, то здесь уместен опыт Украины. Там, к примеру, на всех формах таможенников предусмотрены бэйджи с телефонами доверия, и это повлияло на их общение с гражданами. А в целом контроль за таможнями усилился.

Российская газета 24.06.05