06.10.20

Doing Business внешней торговле не оценка

Минэкономики переписало госпрограмму ее развития

Правка нацпроектов в соответствии с президентским указом о национальных целях вызвала изменения и связанных с ними госпрограмм. Так, при обновлении программы развития внешнеэкономической деятельности в Минэкономики предложили отказаться от учета места РФ в рейтинге Doing Business (к нему ранее высказывали претензии в ФТС и ФНС), заменив его собственным индикатором легкости оформления экспорта. Одновременно сокращено и финансирование госпрограммы: она потеряла 17 млрд руб. за счет переноса расходов на обновление пунктов пропуска через госграницу в транспортную госпрограмму — это, впрочем, должно ускорить работы по цифровизации границы.

Минэкономики подготовило поправки к госпрограмме «Развитие внешнеэкономической деятельности» — проект постановления правительства опубликован на портале regulation.gov.ru. Изменения связаны с действием президентского указа «О национальных целях». Самым заметным изменением документа станет отказ от одного из трех целевых индикаторов — места России в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля» (99-е место по итогам 2019 года). Сохранены две цели госпрограммы — объем экспорта услуг, $70,1 млрд в 2024 году, и темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта — к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Отметим, что де-факто Минэкономики поддержало претензии к рейтингу Doing Business, ранее высказывавшиеся ФТС и ФНС (см. “Ъ” от 5 ноября 2019 года) и отчасти признанные Всемирным банком (см. “Ъ” от 27 января). «С учетом специфики применяемой Всемирным банком для составления данного рейтинга методики позиция страны в нем не является оценкой эффективности госрегулирования внешнеэкономической деятельности, проводимых реформ и легкости осуществления ВЭД»,— говорится в пояснительной записке к проекту. Среди претензий к рейтингу DB — отсутствие дифференциации при оценке времени прохождения грузов через порт и сухопутную границу (через порты в среднем меньше), а также то, что в его лидерах находятся страны, осуществляющие взаимную торговлю без таможенного оформления (члены ЕС). Взамен авторы проекта предлагают использовать показатель «Время прохождения административных процедур при взаимодействии с госорганами при экспорте».

После пересмотра снижены и объемы финансирования госпрограммы: в 2021 году они уменьшены на 10,6 млрд руб. (до 76,2 млрд руб.), в 2022 году — на 8,1 млрд руб. (до 76,27 млрд руб.), в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,7 млрд (до 78 млрд руб.). Изменения (за вычетом бюджетной консолидации) почти полностью объясняются переносом расходов на строительство пунктов пропуска через границу (9,1–9,5 млрд руб. в год) в транспортную госпрограмму. Сам же этот перенос должен ускорить развертывание системы прослеживаемости товаров на границе. Этого активно добивается ФТС, рассчитывающая после модернизации пунктов пропуска перейти «от электронной к интеллектуальной таможне, чтобы все контрольные процедуры были реализованы через одну цифровую платформу, которой бы пользовались и участники ВЭД, и контролирующие органы»,— говорил на коллегии ФТС 6 марта ее глава Владимир Булавин (см. “Ъ” от 7 марта).

Заметим, нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который правительство должно обновить до 30 октября, также будет сокращен: из него будут выведены федеральные проекты «Экспорт услуг» под кураторством Минэкономики и «Логистика международной торговли» под кураторством Минтранса.

По данным ЦБ, экспорт РФ в денежном выражении во втором квартале сократился с $88,1 млрд до $67,9 млрд, импорт же почти не изменился: $56,2 млрд против $53,6 млрд, что привело к фактическому обнулению сальдо платежного баланса. Впрочем, весь мировой экспорт во втором квартале испытал беспрецедентный спад — в денежном выражении на 21% — из-за пандемии и резкого падения цен на энергоносители.

Коммерсантъ