07.07.05

Дороги строить или ремонтировать?

Дорожная отрасль находится перед выбором - или строить новые трассы, или ремонтировать старые. Лучше бы, конечно, и то, и другое, но так не получается. Чтобы уяснить истинное положение, сложившееся на российских дорогах, чиновники из Росавтодора проинспектировали федеральную трассу Москва - Челябинск (М5). В непосредственной близости от столицы главная проблема - пробки, однако по мере удаления от Первопрестольной скорость движения потока все равно такова, что гаишники рискуют остаться без работы. Виной тому - состояние дорожного покрытия. В Московской области его еще можно назвать более или менее приличным, но дальше водителей встречают выбоины, рытвины и колея в асфальте глубиной до двадцати сантиметров.
"Здесь идут большегрузные автомобили и очень слабая дорожная "одежда", - сообщил начальник Государственного федерального управления автомобильных дорог "Большая Волга" А. Калашников. Капитального ремонта здесь не было уже двадцать лет, а заплатки, которые кладут на изношенную подушку, грузовики и фуры за неделю размалывают в крошку. Реконструкция одного километра дорожного полотна с заменой основания стоит 3 млн. рублей. Всего ремонт трассы М5 оценивается в 2,5 млрд. рублей. Таких денег у дорожников нет. Поэтому они и предлагают сократить строительство новых и заняться ремонтом существующих дорог.
В прошлом году РосдорНИИ провел диагностику сети дорог, за которые отвечает "Большая Волга". Результаты удручают: из 3193 км дорог (в том числе 1089 км - трасса М5) 837 км не отвечают требованиям по прочности, на 324 км дорожное покрытие не обеспечивает необходимого коэффициента сцепления, а 258 км - сплошные ухабы и колеи. При этом нагрузка на трассу превышает расчетную почти в четыре раза: вместо 25 тысяч - 90 тысяч машин в сутки. И такое положение не только на дороге М5. Сегодня магистраль Москва - Санкт-Петербург перегружена в полтора раза. Исчерпана пропускная способность автострад на Минск, Киев, Ярославль. Даже правительственная трасса - Рублево-Успенское шоссе - загружена в 1,7 раза сверх положенного.
И с каждым годом столичный парк машин пополняется на 300 тысяч единиц. Между тем уже и сейчас в Москве и Подмосковье зарегистрировано более 4 млн. автомобилей. Плюс иногородный транспорт. В Минтрансе посчитали, что ежегодно на дорожное хозяйство необходимо выделять минимум 2,5% ВВП. В этом году государство дает только 1,3%, то есть почти в два раза меньше. Из-за недостатка финансирования за последние пять лет строительство новых дорог в России снизилось в четыре раза - с 7 до 1,7 тысячи км в 2004 г. Это при том, что России надо ежегодно вводить 17 тысяч км новых трасс. Однако при сложившейся ситуации было бы разумнее, по мнению Александра Калашникова, 90% средств направить на ремонт, а остаток - на новые дороги. "После отмены в 2000 г. налога на пользователей автодорог и прошлогоднего упразднения дорожных фондов финансирование стало зависеть от уровня территориального экономического развития. И за четыре-пять последних лет объемы дорожных работ упали в два раза", - заявил начальник управления финансов и экономики Росавтодора В. Мосалов. - За 5 лет дорожники недополучили около 70 млрд. рублей. А. Калашников предложил прокатить чиновников из Минфина и Минэкономразвития по своей трассе, чтобы убедить их более внимательно отнестись к проблемам российских дорог. Возможно, в этом есть своя логика. Впрочем, следуя ей, чиновников из Правительства, а заодно и депутатов Госдумы стоило бы заставить полежать в обычной больнице, постоять в очереди в собесе, попытаться просуществовать на прожиточный минимум и т.д. Однако повод для осторожного оптимизма все-таки есть. Недавно на совещании в Совете Федерации министр транспорта И. Левитин заявил, что в ближайшие два года планируется отремонтировать все дороги федерального значения. "Мы достигли соглашения с Минэкономразвития, чтобы в 2006 - 2007 гг. выполнить весь недоремонт", - сказал министр. В этом году на дорожные работы из госбюджета дополнительно выделено на 70% больше, чем в предыдущем, - 40 млрд. рублей.

Гудок