22.06.11

Дорогу иностранцам!

Повышение тарифов на топливо грозит не просто сделать грузовые автоперевозки менее привлекательными для клиентов. Рост издержек может спровоцировать куда более серьезные изменения. По мнению участников рынка, если не предпринять радикальных мер, отрасль может не оправиться от ценового удара.

Как пояснил руководитель отдела стратегического анализа международного транспортно-логистического холдинга AsstrA Associated Traffic AG Дмитрий Зеленяк, согласно оперативным данным компании, текущие тарифы на грузоперевозки возросли не менее чем на 30% к уровню прошлого года. «При условии увеличения цен на ГСМ привлекательность грузоперевозок автомобильным транспортом будет снижаться, – высказывает озабоченность Д. Зеленяк. – Не исключена ситуация, когда после достижения критического уровня тарифов потребители услуг будут вынуждены прибегнуть к другим видам транспортировки грузов».

По мнению коммерческого директора транспортно-экспедиторской компании «Норд-Вест» Игоря Мандрыгина, и техническая база, и трудовые ресурсы позволяют нарастить перевозки в полтора раза, но проблема не в технической возможности, а в экономике таких перевозок. «Уже при нынешнем уровне цен мы опустились ниже уровня рентабельности, – констатирует он, а в случае дальнейшего роста даже стратегические соображения сохранения присутствия на рынке не заставят нас выводить автовозы в рейс».

При этом повышение расценок на собственные услуги большинство автоперевозчиков не считают эффективным выходом из сложившейся ситуации. «Эластичность спроса на продукцию наших клиентов уменьшилась, – отмечает начальник отдела логистики ООО «Мустанг» Сергей Липатов, – и даже незначительное повышение цены приводит к порой непропорциональному снижению объема спроса. Речь идет не просто о сокращении загрузки или количества рейсов. Стоимость перевозки тонны груза обратно пропорциональна грузоподъемности автомобиля, один рейс двадцатитонника дешевле, чем перевозка того же груза в автомобилях меньшей грузоподъемности». Значит, доля транспортной составляющей в себестоимости товара увеличится независимо от того, какой вариант выберет заказчик: недогрузить привычную фуру или распределить вес между менее мощными экипажами. Негативные же последствия второго и третьего порядка, по его словам, пока сложно даже просчитать. «Мы используем любые возможности снижения стоимости наших услуг, в частности, обратную и попутную загрузку, – рассказывает С. Липатов. – Порожний пробег фактически удалось свести к нулю, но теперь сбой на каком-то одном звене логистической цепочки может повлечь разрушение всей схемы». При этом даже когда фура стоит на приколе, она приносит убытки: аренда гаража, техническое обслуживание, выплата кредитов и другие расходы. «Тут как на велосипеде: остановишься – упадешь, – сетует С. Липатов. – Но, похоже, сейчас ехать становится практически некуда».

Вместе с тем аналитики выявляют странную закономерность. В среднем к середине мая стоимость автоперевозки выросла на 10–15%, что сложно увязать со всплесками цен на топливо. Скорее, расценки увеличиваются вместе с объемом грузоперевозок. Нельзя обойти вниманием и другой серьезный аспект. «Принято считать, что доля расходов на ГСМ составляет порядка 30% в конечной стоимости услуги автоперевозки, – комментирует ситуацию директор World Communicate Agency Тимур Шарипов. – Соответственно, даже повышение цены горючего на четверть не может дать увеличения себестоимости более чем 7–8%. Конечно, можно говорить о том, что автоперевозчики закладывают в стоимость прогнозные цены будущих периодов, рост доли постоянных издержек вследствие снижения объемов перевозки или что-то еще, но в любом случае очевидно, что пока речь идет не о фактически сложившихся реалиях рынка, а о некоем виртуальном образе. Схожей точки зрения придерживается и Д. Зеленяк. «Разумеется, рост был вызван не только удорожанием топлива, – уверен он, – но и сложившейся конъюнктурой рынка: соотношением спроса и предложения на услуги, ситуацией с выдачей разрешений на грузоперевозки другими странами, экономической обстановкой на рынках деятельности компании и т. д.».

Тем не менее Д. Зеленяк подчеркнул, что в настоящий момент сокращения объемов перевозок не наблюдается. По его мнению, в связи с ростом тарифов особо актуальным будет решение проблемы снижения затрат на ГСМ, в т. ч. за счет изменения географии перевозок с учетом транзитных стран при составлении маршрута, в которых уровень цен на топливо ниже.

Правда, здесь мы сталкиваемся с общеизвестным парадоксом: почему в Польше, Украине, Белоруссии и других соседних с Россией странах цена на нефтепродукты соизмерима, а порой и существенно ниже? Фактически бенефициарами политики российских нефтяных компаний становятся зарубежные автоперевозчики. В последнее время эксперты отмечают активное проникновение иностранных компаний не только в сферу межгосударственных перевозок, но и на внутренний рынок. Например, рост поступлений иностранной валюты по экспорту услуг грузового автомобильного транспорта Беларуси в 2010 году составил 39,5% к уровню 2009-го, а за I квартал текущего года достижения аналогичного периода 2010-го были перекрыты еще на 61%. Следует отметить, что на прошедшем недавно в Минске общем собрании ассоциации «БАМАП» в качестве одной из главных задач для белорусских международных перевозчиков было выделено увеличение объемов экспорта услуг.

Поэтому коллапса на автодорогах ожидать, скорее всего, не приходится. Просто россиян на отечественных магистралях заменят белорусы, украинцы, поляки, а может, даже и финны с немцами.

РЖД-Партнер