26.03.13

Доставка со статусом «экспресс»

Анализ современной транспортно-логистической отрасли России показывает, что направление экспресс-доставки развивается сегодня наиболее динамично. Темпы роста этого сегмента оцениваются на уровне 10—15% в год. Причем рынок внутрироссийской экспресс-доставки растет быстрее и почти втрое превышает рынок международных отправлений. Это связано, прежде всего, с переменами в географии бизнеса. Если ранее специфической особенностью доставки со статусом «экспресс» являлось сосредоточение основных ее объемов в Москве и Санкт-Петербурге, а затем между городами-миллионниками, то в последние годы наблюдается рост спроса на подобные услуги в различных регионах страны. Службы экспресс-доставки продолжают развитие филиальной сети, охватывая средние и мелкие города. Курьерские компании открывают сервисные пункты — как самостоятельно, так и на базе других сетей. Ожидается, что в ближайшее время оборот регионального рынка сравняется с оборотом столицы и даже превысит его.

Международная доставка и Таможенный cоюз

Расширение географии происходит также за счет охвата стран СНГ. Одними из важных достижений для транспортной логистики и ритейла стали либерализация таможенного законодательства и создание Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Не секрет, что проблемы устаревшей и забюрократизированной системы серьезно тормозили развитие межрегиональной и международной коммерции. Благодаря созданию ТС сегодня сняты таможенные барьеры между нашими странами, что привело к росту товарооборота внутри альянса и увеличению потока грузов. Логистические операторы — лидеры отрасли запустили авиа- и наземные маршруты доставки в страны ТС. Это направление грузопотоков считается сегодня одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся даже на фоне роста внутрироссий­ской доставки.

Огромным преимуществом ТС является снижение издержек на таможенное оформление и прохождение границ, в результате чего выход на белорусский и казахстанский рынки стал намного доступнее для российских предпринимателей. Объем экспресс-отправлений существенно возрос с июля 2010 года, когда ТС вступил в силу, и продолжает увеличиваться.

Это ставит новые задачи перед транспортными и логистическими компаниями. DPD в России одной из первых приступила к регулярным перевозкам сборных грузов по территории Таможенного союза. К тому же на момент открытия границ в Белоруссии и Казах­стане уже успешно функционировала сеть DPD, и нам нужно было только соединить эти сети между собой.

Рынок B2C

Самый быстрорастущий сегмент современной транспортной логистики — экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли, в том числе зарубежных интернет-магазинов. Практически 70% населения крупных городов России совершает онлайн-покупки в среднем около 3—4 раз в месяц. В итоге в общем объеме грузопотоков значительно возрастает роль рынка B2C, где сегодня представлены практически все крупные транспортно-логистические компании. Курьер­ские компании также постоянно разрабатывают новые пакеты предложений. Услуги многих экспресс-перевозчиков рассчитаны на широкий круг заказчиков и отличаются высоким качеством. Несмотря на это, пока наблюдается определенный дефицит оптимальных решений, которые отвечают нестандартным запросам клиентов в этой отрасли.

При выборе покупки российские заказчики интернет-магазинов обращают внимание на цену, широту ассортимента, условия доставки, и онлайн-ритейлеры должны учитывать нестандартные запросы покупателя. Поэтому экспресс-перевозчики фокусируются на разработке специализированных отраслевых решений, включая такие опции, как ожидание на адресе, SMS-информирование, наложенный платеж и т.д.

Доставка по России

В различных отраслях все более востребована срочная доставка небольших отправлений, например образцов продукции или запчастей для сервисных центров, по всей территории России. У данного рынка большие перспективы. К сожалению, рост рынка экспресс-доставки по-прежнему сдерживается рядом факторов. Это несовершенство дорожной инфраструктуры, постоянное ужесточение требований к транспортным компаниям (закрытие Москвы и других мегаполисов для проезда, весенние перекрытия дорог на «просушку», дополнительные требования по оборудованию транспорта и пр.), высокая цена на топливо, ориентированность аэропортов и авиакомпаний на пассажирские перевозки, отсутствие грузовых самолетов и т.п. Все это происходит на фоне слабого развития инфраструктуры государством и, по сути, перекладывания проблем на плечи транспортных компаний, а в конечном счете — на плечи потребителей.

Тем не менее ведущие логистические операторы находят возможность удовлетворять потребительский спрос и осуществлять доставку быстро и качественно. Они разрабатывают новые операционные и IT-решения, пополняют портфели своих услуг. Так, учитывая потребности наших клиентов, мы обновили услугу DPD EXPRESS, усовершенствовав операционную платформу. Это позволило сократить сроки доставки по многим направлениям, максимально приблизив их к международным стандартам в один-два дня. Кроме того, расширилась география оказания услуги, которая теперь охватывает 5 тыс. направлений по России. Уникальность сервиса заключается в том, что для срочной перевозки посылок весом до 31,5 кг используется не только авиатранспорт, но и собственная разветвленная сеть наземной доставки. Клиенты могут выбрать способ доставки: от двери/до двери курьером либо самостоятельно привезти посылку на ближайший терминал или в аэропорт. Для особо ценных товаров предлагаются дополнительные гарантии сохранности за счет объявления ценности отправки. Есть возможность заказать электронное или SMS-уведомление получателя о местонахождении отправки и сообщение для отправителя с подтверждением о доставке. Сообщение направляется на электронный адрес или номер телефона, указанный при оформлении заказа. Отправитель также может выбрать день доставки, в том числе и выходной.

Прогнозы

В 2013 году проявившиеся ранее тенденции рынка экспресс-перевозок не изменятся. В связи со вступлением России в ВТО в ближайшее время ожидается увеличение грузопотока из-за рубежа. Также, вероятно, продолжится работа по упрощению и облегчению таможенных правил. Напряженная конкуренция будет усиливаться: на рынок курьерской доставки все активнее претендуют грузоперевозчики, которые вводят услуги доставки посылок, улучшают качество сервиса, приближаясь к стандартам «экспресс», внедряют новые опции, изменяют график работы, запускают онлайн-сервисы.

Основным трендом рынка по-прежнему останется кастомизация предложений для клиентов и создание отточенных отраслевых решений, IТ-интеграция и оптимизация логистических цепочек. При этом на устойчивый рост бизнеса могут рассчитывать только компании, которые смогут обеспечить достойное качество услуг для конечного потребителя.

РБК daily