12.07.07

Другая логистика

rbc daily; 12/07/07

Комплексные услуги теснят простые перевозки

В настоящее время в России логистические услуги сводятся к перевозкам и экспедированию грузов. Однако бурное развитие торговых сетей и приход западных инвесторов прокладывают дорогу комплексной логистике.

Российский рынок транспортно-логистических услуг в сравнении с мировым характеризуется высокими темпами роста. По данным аналитического обзора РБК «Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2006 года и перспективы развития до 2012 года», в 2004–2006 годах объем российского рынка транспортно-логистических услуг, включая ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), увеличился на 35,5%, с 24,5 млрд до 33,2 млрд долл. Среднегодовые темпы прироста составили 16%. Потенциал рынка оценивается западными экспертами в 120–150 млрд долл.

«Если в европейских странах наблюдается рост комплексных услуг и управленческой логистики, то в России основными являются услуги по перевозке и экспедированию грузов», — говорит РБК daily директор по продажам и маркетингу TNT Express в России Юрий Павлюк. Действительно, по данным РБК, в структуре выручки по видам предоставляемых услуг преобладают перевозки грузов транспортными компаниями. В прошлом году на них пришлось 28,1 млрд долл., в том числе 85% — на ОАО «РЖД». Существенное увеличение объема данного сегмента рынка (на 30% за два года) связано прежде всего с повышением тарифов на железнодорожные и автомобильные перевозки, а также ростом объема услуг, оказываемых автомобильным транспортом.

Остальные сегменты российской логистики гораздо меньше. Так, емкость рынка экспедиторских услуг оценивается в 3,6 млрд долл., а сегмент складских и дистрибьюторских услуг в структуре рынка занимает еще более скромное место: на него приходится около 1,2 млрд долл. совокупного оборота транспортно-логистических компаний. Управленческая логистика — услуги по оптимизации бизнес-процессов — дает и того меньше: всего 1% общего объема рынка, или 300 млн долл.

Однако в структуре рынка ожидаются изменения, связанные с неравномерностью развития отдельных сегментов и прежде всего с высокими темпами роста предложения складских и управленческих услуг. «В ближайшие годы доля грузоперевозок в транспортно-логистических услугах сократится, а доли управленческой логистики и услуг по складированию и дистрибуции вырастут», — подтверждает г-н Павлюк.

По данным РБК, в 2006–2012 годах общая емкость рынка может увеличиться в 1,9 раза, до 61,5 млрд руб., а среднегодовые темпы роста превысят 10%. При этом в сегменте комплексной логистики ожидаются темпы роста более 20% в год, что определяется масштабным строительством современных складских комплексов как в Москве и Московской области, так и в регионах РФ. «На российском рынке недвижимости в течение последних трех-четырех лет наблюдается бум логистических услуг, — сказал РБК daily гендиректор «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин. — За счет рентабельности этого бизнеса такой деятельностью занимаются не только профессиональные компании, но и торговые организации, которым наличие свободных складских помещений позволяет предоставлять услуги ответственного хранения». Причинами роста этого сегмента логистического рынка служат также появление сетевых проектов и возрастание интереса к российскому рынку складской недвижимости со стороны иностранных инвесторов. На сегодняшний день спрос на услуги по хранению и дистрибуции товаров существенно превышает предложение, что во многом определяется нехваткой на рынке качественных складских помещений, представляющих интерес как для российских, так и для иностранных операторов. Емкость данного сегмента может возрасти почти в три раза, до 3 млрд долл.

Управленческая логистика, развитие которой непосредственно связано с качеством рынка, будет демонстрировать еще более высокие темпы роста — 26% в год. Увеличился и продолжает расти спрос на комплексное логистическое обслуживание, а также увеличилась доля услуг, передаваемых на аутсорсинг логистическим компаниям, объясняет сложившуюся ситуацию Юрий Павлюк. «Безусловно, рынок логистических услуг будет развиваться в первую очередь за счет крупнейших российских корпораций, для которых внутренний аутсорсинг является действенным инструментом контроля логистических издержек. Другим важным фактором станет расширение рынка складских услуг», — говорит РБК daily управляющий партнер Logistics Fiela Audit в России, СНГ и странах Балтии Андрей Хлус. Все больше клиентов интересуются комплексным решением логистической задачи, начиная с размещения заказа, импорта, временного складирования, с последующей дистрибуцией по мере необходимости и регулярным информированием о движении товара. По оценкам РБК, оборот компаний, работающих в данном сегменте, увеличится в ближайшие пять лет с 300 млн до 1,2 млрд долл.

В то же время темпы роста грузоперевозок будут на уровне 5% в год. Исключение составят морские, в том числе контейнерные, перевозки, среднегодовые темпы роста которых превысят 18% за счет увеличения экспорта и импорта контейнеризованных грузов. Экспедирование грузов будет расти на 12% в год. «Емкость рынка грузоперевозок, осуществляемых транспортными компаниями, возрастет до 50,3 млрд долл. в 2012 году, сегмент экспедиторских услуг — до 7 млрд долл.», — отмечают аналитики РБК.

Однако для формирования полноценной управленческой логистики в России нужно решить еще ряд проблем. Пока существует возможность экстенсивного роста бизнеса, внимание руководителей бизнеса к развитию логистики ослаблено, сожалеет Андрей Хлус. «Развитию комплексной логистики в России мешает, на мой взгляд, ряд факторов, — поясняет РБК daily директор по развитию консалтинговой компании «А ДАН ДЗО» Ырысбек Ташбаев. — Это и неготовность клиентских компаний к переходу на полное логистическое обслуживание со стороны профессиональных компаний, и неразвитость рынка логистических услуг. Кроме того, не все логистические компании могут обеспечить лучшее сочетание «стоимость — качество» услуг. Не все клиенты готовы платить за услуги высокого уровня качества». Компании, позиционирующие себя как операторы уровня 3PL (возможность оказать весь комплекс услуг в сфере логистики — транспорт, таможня, склад), уже имеются на рынке. «Вопрос только в том, какую долю в их операциях занимают услуги, которые можно отнести к 3PL, — отмечает г-н Ташбаев. — На мой взгляд, не более 20%. Остальное — это классические услуги транспортировки, экспедирования, складирования, таможенного оформления».